Автослесарь весь в белом

Категория: АвтоМеханика

Московские власти намерены покончить с «серыми» автосервисами. В качестве альтернативы легализовавшимся мастерским и их клиентам обещают создание программы «Народный сервис». Между тем, «выйти из гаражей» уже сегодня владельцам полуподпольных сервисов не позволяет банальное отсутствие помещений.

Столичное правительство обсудило проблемы и перспективы развития инфраструктуры технического сервиса. Как сообщил руководитель департамента транспорта и связи Леонид Липсиц, на сегодняшний день автопарк Москвы достиг уже 3,5 млн автомобилей, 45,6% которых - иностранного производства. Среди обслуживающих этот автопарк предприятий техсервиса 20% составляют обслуживающие автомобили конкретных производителей, салоны-дилеры, около 60% - универсальные техсервисы. Еще 20% рынка занимают так называемые «серые» центры, популярные среди владельцев отечественных автомобилей и недорогих иномарок.

Между тем, по словам руководителя департамента, Москва испытывает дефицит объектов автосервиса. Не хватает ни дилерских центров, ни шиномонтажа, а автовладельцы продолжают томиться в очередях.


«Чтобы сменить колодки, приходится за месяц записываться на очередь, мне эта ситуация напоминает 80-е годы», - поделился собственными наблюдениями чиновник. При расчетной потребности в 13,3 тыс. в Москве работает чуть больше 11 тыс. постов техобслуживания. А с учетом того, что ежегодно автопарк столицы увеличивается на 150 тыс. единиц, уже к 2020 году Москва будет нуждаться в 16,5 тыс. пунктов автосервиса.

Что касается качества услуг, предоставляемых универсальными техцентрами, то, по оценке Липсица, они также оставляют желать лучшего - только 70% из них оснащены на должном уровне. В остальных чего-нибудь да не хватает. «Лучше всего в этих автосервисах освоены кузовные работы, с ходовой частью дела обстоят хуже», - отметил чиновник.


Информацией о проблемах не имеющих разрешение на свою деятельность «серых» мастерских и даже об их точном количестве в мэрии не располагают. Но уверены, что не платящие налоги и составляющие серьезную ценовую конкуренцию с официальными автосервисами нелегалы используют контрафактные запчасти и неквалифицированную рабочую силу. Впрочем, кадровый голод - общая беда рынка техуслуг. Так, по словам Липсица, материальная база профильных колледжей безнадежно устарела, а возможность направлять своих учащихся на практику в современные техсервисы есть только у 30% учебных заведений.

При этом решать проблему нехватки мощностей техсервиса в Москве власти намерены, ликвидируя несанкционированные автомастерские на территориях ГСК и в индивидуальных гаражах.


Часть из них будет выявляться через «горячую линию» департамента, другие закроются сами собой при массовом сносе плоскостных гаражей. Обсуждалась на заседании правительства и возможность публикации списков работающих без документов техсервисов, и даже использования в отношении автомастерских оценки, аналогичной звездности отелей (от 1 до 5 звезд).

В качестве альтернативы согласным легализоваться мастерским и их клиентам обещают запустить программу «Народный сервис»


- сеть недорогих автомастерских, которые будут размещаться на территориях открытых автостоянок московского городского союза автомобилистов, а также в построенных на бумаге «народных гаражах». Кроме того, планируется найти место новым автосервисам, как на отдельных земельных участках, так и в строящихся многоэтажных гаражах, и увеличить к 2010 году число постов с нынешних 3,69 до 3,8-4 на 1 тыс. машин.

Однако на сегодняшний день всех этих качественных и легальных сервисов нет даже на бумаге. Представленная департаментом транспорта и связи Концепция развития инфраструктуры техсервиса до 2010 года пока только предполагает дальнейшую разработку соответствующей программы, где будут прописаны конкретные мероприятия.

Между тем, по мнению руководителя департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаила Вышегородцева, «выйти из гаражей» уже сегодня многим владельцам полуподпольных сервисов не позволяет банальное отсутствие помещений. А те, кто работает по легальным схемам, чрезмерно обременены налогами.


«Люди хотят работать не в гаражах, а на оборудованных площадках, - заявил Вышегородцев. - Но подбором и подготовкой земельных участков Москомархитектура занимается очень вяло. Не существует и адресного перечня строительства автосервисов, а выставление готовых участков на торги делает их недоступными для малого бизнеса». Руководитель департамента предложил попробовать применить схему соинвестирования малого бизнеса и бюджета, который взял бы на себя затраты на разработку проектной документации.

Кроме того, считает чиновник, в Москве должна быть пересмотрена схема налогообложения предприятий технического сервиса. По его словам, в ряде регионов РФ сейчас действует единый налог на вмененный доход на автосервисы (налог с усредненной суммой дохода, с которой исчисляется единая налоговая ставка для всех), однако в Москве этого нет. «Из-за этого у нас получается ненормальная конкурентная среда, - заявил Вышегородцев. - Одни предприниматели работают «в белую» и платят большие налоги, а другие - «в черную» и не платят вообще никакие налоги». Будут ли учтены все эти предложения, станет ясно через две недели - такой срок был отведен департаменту транспорта и связи на доработку проекта постановления правительства.