Автомобили учатся у насекомых

Категория: АвтоМеханика

Автопроизводители занимаются разработкой новой системы безопасности, которая существенно снизит количество аварий. Устройство будет имитировать принципы, которыми пользуются в полете насекомые, чтобы избежать столкновений.

К 2015 году компания Nissan планирует снизить вдвое количество аварий с участием своих автомобилей. Кроме различных электронных систем, камер обзора и подушек в будущем японцы хотят оснащать свои машины и принципиально новой системой безопасности следующего поколения. По заверениям представителей Nissan, она будет существенно помогать избегать столкновений на дороге, реагируя на опасность гораздо быстрее, чем это мог бы сделать человек. На этот раз японцы прибегли к помощи животного мира.

Как ни странно, специалисты из Nissan пытаются осуществить задуманное путем изучения поведения насекомых, а именно шмеля - одного из самых необычных перепончатокрылых, чья механика полета не совпадает с уравнениями аэродинамики.


Благодаря очень сложному строению глаз насекомое способно отслеживать происходящее вокруг себя на огромном пространстве под углом более 300 градусов. Таким уникальным зрением шмель анализирует множество данных во время полета, что позволяет ему благополучно и вовремя миновать любое препятствие, внезапно возникшее у него на пути.

По такому же принципу будет работать и новая система безопасности на автомобилях Nissan.

Японские специалисты уже разработали концепт BR23C в виде небольшого робота на колесиках, который способен «по-шмелиному» миновать препятствия.


Устройство просматривает перед собой пространство, поделенное на четыре овальные зоны. Лазерный луч фиксирует возникающие на дороге препятствия, и при их появлении в первой зоне на компьютер передаются данные о скорости, расстоянии до него и размере препятствия. Далее робот в нужное время принимает все необходимые меры по предотвращению столкновения - притормаживает и сворачивает в сторону, объезжая опасность. При этом, как утверждают разработчики, механизм действует со скоростью, во много раз опережающей реакцию человека. «Главная особенность нашей системы заключается в том, что она работает инстинктивной быстротой», - говорит глава проекта Тосияки Анду.

Правда, в отличие от летящего насекомого, автомобиль движется в одной плоскости и не может подняться выше, опуститься или уйти по диагонали.

Однако он способен быстро набирать скорость или, наоборот, тормозить, чем и будет пользоваться система.


Несмотря на всю сложность процесса, устройство не будет требовать мощного компьютера для каких-либо емких программ. «Основа работы заключается в получении сигналов каждую секунду и их анализа действительно простым микропроцессором», - говорит Анду, парируя возможные предположения о слишком высокой дороговизне системы.

Робот со способностями шмеля будет вскоре продемонстрирован публике на выставке CEATEC 2008 в Токио, после чего Nissan приступит к работам по адаптации системы на автомобиль.

Похожими разработками занимаются и специалисты из компании Volvo, которые взяли за основу структуру перемещения африканской саранчи.


Миллионы особей двигаются плотным потоком и на большой скорости, однако никогда не сталкиваются друг с другом. Исследование института Insect Vision Laboratory, занимающегося изучением зрения насекомых, установило, что сигналы о препятствиях, поступающие в сенсорные органы, способны моментально передаваться сразу в крылья, минуя примитивный мозг животного. Недавно глава отделения Volvo, ответственного за безопасность, Йонас Экмарк заявил, что компания работает над технологией, которая будет действовать по похожему принципу, избегая столкновений в городском потоке. Подробностей пока не сообщается, тем более что инженерам еще предстоит огромный труд по изучению и доводке всех нюансов. Ожидается, что шведские автомобили с такой системой появятся на дорогах не ранее 2020 года.