|

Обрусение импорта

Эксперты изучили иностранные модели, которые выпускаются в России, и подсчитали, насколько они «обрусели» за годы производства внутри страны. Больше всего русских деталей насчитал у себя бюджетный Renault Logan.

Эксперты аналитического агентства «Автостат» изучили автомобили, которые уже сегодня выпускаются на автомобильных предприятиях России. Сейчас в стране действуют 17 автосборочных производств, к 2012 году их будет уже 23. При этом общий объем производства, запланированный на автомобильных проектах, к этому сроку должен, по оценкам специалистов, составить 1,5 млн машин.

За последние 10 лет в России появилось целое поколение иностранных моделей, собранных на территории страны. Российские чиновники горделиво относят эти машины к отечественному автопрому. Хотя подавляющее большинство отечественных иномарок по-прежнему приходит на заводы в России в виде крупных комплектов, которые рабочие просто собирают.

А при переводе иностранных моделей на отечественные детали производители стараются делать выбор в пользу наиболее простых компонентов, не влияющих на безопасность и надежность автомобиля в целом.

Самой «русской» иномаркой оказался бюджетный Renault Logan, на 40% укомплектованный местными деталями. Он выпускается в России с апреля 2005 года. При сборке седанов используются российские бамперы, панель приборов, сиденья, светотехника, зеркала заднего вида, выхлопная система, аккумуляторы, диски колес, шины, а также ряд кузовных деталей. На московский завод «Автофрамос» (выпускает модели Renault) поставляют свою продукцию более 25 предприятий. Среди них есть как российские производители комплектующих и совместные предприятия - такие как «Форесия-Технопласт-Аутомотив», так и европейские компании, имеющие заводы или филиалы в России: Asahi Glass Company, Bosal, K&K, Automotive Lighting и Inergy Automotive Systems. В следующем году французский производитель должен приступить к сборке второй модели Renault - хэтчбека Sandero. Для этого автомобиля поставки российских автокомпонентов планируется довести до 50%. Так как Sandero сделан на той же платформе, что и Logan, прийти к такому высокому показателю будет достаточно просто.

Производство всеволожских Ford Focus началось еще раньше - в 2002 году. Однако количество российских деталей у этого автомобиля составляет лишь 30%. В их числе - сиденья, стекла, выхлопная система, колесные диски и шины.

В 2009 году этот показатель должен вырасти до 35-40%, а к 2010 году составить уже 40-50%. Число российских компонентов должно увеличиться за счет нового завода Stadco по изготовлению и сборке штампованных комплектующих. Первая очередь на нем должна заработать уже в следующем году. Кроме того, канадская Magna в арендованном цехе «Ижорских заводов» начнет выпуск бамперов для Ford Focus. В начале следующего года Ford также планирует запустить еще одну модель - автомобиль бизнес-класса Ford Mondeo. Но поскольку в случае с Mondeo общих деталей c Focus у них нет, работа по обеспечению второй модели российскими деталями начнется с нуля. Поиск российских поставщиков для Mondeo всеволожского производства Ford начал еще летом нынешнего года. В результате уже первые седаны бизнес-класса получат сиденья от нижегородского завода Lear. В дальнейшем в поиске деталей для Mondeo приоритет будет отдан комплексным поставщикам, которые смогут поставлять для этой модели сразу несколько компонентов.


Корейские KIA Spectra начали выпускать на арендованной площадке «Ижавто» с августа 2005 года. Однако число российских деталей в машине составляет лишь 20%. До 30% производитель рассчитывает увеличить число деталей в автомобиле лишь к концу следующего года.

Впрочем, не исключено, что к этому сроку KIA и вовсе покинет площадку в Ижевске.

Это произойдет в связи со сменой хозяина «Ижавто» - в 2009 года «АвтоВАЗ», скорее всего, оформит сделку по приобретению этого предприятия. На Spectra устанавливаются российские аккумуляторы, колеса, каталитические нейтрализаторы, системы выпуска отработанных газов, климатические системы, облицовки бамперов, пружины и стойки подвески, топливные и тормозные трубопроводы, стекла, облицовка салона, воздушный фильтр, электровентилятор радиатора, звуковые сигналы, часть элементов светотехники, громкоговорители, шумоизоляция, коврик багажника, ручки дверей, экран двигателя. При этом часть деталей выпускается на самом «Ижавто». Это - сиденья, система выпуска отработанных газов, топливный бак, ряд штампованных кузовных деталей. На предприятии также идет организация подсборок ряда габаритных изделий: панель приборов, бамперы, подрамники.

А вот меньше всего российских деталей на моделях Volkswagen, Toyota, SsanYoung, FIAT и Volga Siber, которая, по сути, так и осталась Chrysler Sebring предыдущего поколения.

Все эти машины выпускаются в России относительно недавно. Первые российские Volkswagen Passat и Toyota Camry поступили в продажу лишь в этом году. А потому в численном количестве их пока недостаточно для того, чтобы заинтересовать крупных производителей компонентов. Впрочем, если кризис, конечно, не заставит партнеров отказаться от своих планов, Volkswagen уже достиг договоренности с 20 иностранными и российскими поставщиками. Большинство из них либо уже имеют, либо планируют построить в России собственные производства. А непосредственно на территории калужского завода Volkswagen под производство комплектующих выделено 132,7 га. Здесь немцы планируют разместить заводы собственных поставщиков. Кроме того, Volkswagen, скорее всего, станет использовать общую компонентную базу с PSA Peugeot Citroеn и Mitsubishi, которые также строят свои заводы в Калуге.

Среди российских комплектующих Toyota Camry пока российские лишь шины - покрышки Michelin, выпускаются на подмосковном предприятии компании. В будущем Toyota намерена освоить под Санкт-Петербургом выпуск автомобильных сидений. Дочернее предприятие Toyota - Toyota Boshoku мощностью 20 тыс. комплектов в год строится на территории автозавода и будет поставлять продукцию эксклюзивно для автомобилей этой японской марки. В будущем Toyota Boshoku может организовать производство и других комплектующих. В других странах компания поставляет большие сборные узлы, бамперы в сборе, модули дверей, а также обивку крыш с оборудованием.


Впрочем, как отмечают специалисты «Автостата», опыт «Ижавто», «Автофрамос» и Ford, которые первыми начали работать с иномарками в России, выявил ряд достаточно сложно решаемых проблем.

«Автопроизводители столкнулись с низким качеством комплектующих российского производства, а также невозможностью отечественных предприятий обеспечить необходимой номенклатурой деталей разные модели различных автомобильных марок», - замечают эксперты.

По их оценкам, настоящая экспансия «компонентщиков» начнется лишь после того, как отечественному автопрому силами иностранных автопроизводителей потребуются крупные объемы заказов на комплектующие, которые обеспечат поставщикам необходимую прибыль. По прогнозам эксперта PricewaterhouseCoopers Стенли Рута, в условиях кризиса произойдет это не раньше чем через 10 лет.

2018  Автоклуб любителей BMW