Высшие «ЗИЛы»

Категория: АвтоМеханика

Первые лица государства могут поменять служебные иномарки на отечественные «ЗИЛы». Поручение детально рассмотреть такую возможность дал президент Дмитрий Медведев. Предыдущие попытки российских чиновников пересесть на продукцию отечественного автопрома заканчивались пшиком: машины слишком часто ломались.

Российские чиновники могут пересесть со служебных автомобилей Mercedes и BMW на лимузины отечественного производства. «Есть поручение президента проработать вопрос производства и использования машины представительского класса типа «ЗИЛ», - заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь управления делами президента Виктор Хреков. - Тем более традиции достаточно большие». Он отметил, что это могут быть автомобили и другой марки отечественного производства.

Заметные перспективы есть у автомобилей ЗИЛ-4104 - их модификации в кузове кабриолет проехались по брусчатке Красной площади в этом году на параде Победы.

Сейчас эти автомобили сняты с производства. Однако в прошлом году завод ЗИЛ получил заказ от Министерства обороны на выпуск партии кабриолетов для парада Победы. Внешне новые лимузины напоминают те, которые использовали представители советской политической элиты в 1970-1980-х годах. Однако их техническая начинка и интерьер более соответствуют современным стандартам.

Как рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к заводу, новые автомобили для парада Победы были изготовлены сторонней фирмой на основе кузовов, произведенных заводом ранее. Одним из последних заказов цеха малых серий ЗИЛа был лимузин для президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, изготовленный в начале 2000-х годов.

Предположительно, стоимость одного лимузина «ЗИЛ» составляет 9 млн рублей. Автомобиль Mercedes S600 Pullman Guard, используемый в современных кортежах высших чиновников, стоит 22 миллиона рублей.

Автомобильные эксперты соглашаются, что у «ЗИЛов» ручной сборки есть хорошие перспективы занять почетное место в кортеже президента. «Раньше эти авто были очень качественные, надежные и безопасные: широкая колея, сами по себе длинные, великолепно управляются в заносе, не склонны к опрокидыванию, хорошая ответная реакция автоматической коробки передач, плавность хода», - рассказал «Газете.Ru» руководитель центра контраварийной подготовки водителей «Мастеркласс» Алексей Колонтай.

Эксперт по автомобильному дизайну, арт-директор студии slava'saakyan Святослав Саакян считает разработку в России автомобиля для правительства выполнимой задачей. По его мнению, этот автомобиль должен быть полностью российской разработкой, но в то же время он вряд ли окупится. «Это должна быть серьезная разработка, которую необходимо провести в нашей стране. О том, чтобы подходить к этому вопросу как к созданию шоу-кара, который всех удивит и о нем опять забудут, на агрегатах Mercedes, Rolls-Royce или любого американского автомобиля, говорить не приходится», - считает эксперт.

По его словам, для того чтобы организовать у нас подобную разработку, можно пойти двумя путями - либо обучить конструкторов на Западе, чтобы они, получив знания и опыт, могли спроектировать автомобиль на хорошем уровне, либо привлекать по контрактам иностранных специалистов и контролировать их работу.

«Я надеюсь, что за словами последует и действие, которое обеспечит организацию разработки и производства этого автомобиля. Однако дело в том, что сам завод ЗИЛ в таком составе, как существует сейчас, настолько серьезную конструкторскую и производственную разработку не потянет», - подчеркивает Саакян. По его словам, для реализации этой идеи привязка к территории ЗИЛа необязательна. «Это производство должно быть российским, но вполне естественно допустить, что производственное оборудование в большей степени будет иностранного производства», - говорит Саакян. При этом производству необходим жесткий менеджмент.

У водителей ФСО смена автомобиля трудностей не вызовет, тем более, многие из них управляли такими машинами еще во времена СССР. «Автомобиль «ЗИЛ» президента - он как капсула, супербезопасно», - говорит Колонтай.

Это далеко не первая попытка российских чиновников пересесть на отечественные автомобили. Так, экс-губернатор Нижегородской области Борис Немцов пользовался сразу двумя «Волгами»: пока чинили одну, он ездил на другой. Сейчас политик отдает предпочтение марке BMW. В 1999 году московские чиновники пересели на машины марок «Князь Владимир», «Иван Калита» и «Святогор», произведенных на АО «Москвич». Однако спустя год столичная мэрия все-таки вернулась к продукции импортного производства, сетуя, что «Москвичи» слишком часто ломались.

Помпезные попытки чиновников пересесть на продукцию отечественного автопрома - желание продемонстрировать престиж государства и заработать политические очки, считает генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. На Западе, впрочем, как и в России, к такой инициативе отнесутся равнодушно. «Людям важно, чтобы чиновников было как можно меньше и они не мешали им жить, а на чем они будут ездить, хоть на велосипедах, это уже второстепенно», - говорит Хомяков.

По мнению главного редактора «Авторевю» Михаила Подорожанского, оживить российскую конструкторскую школу и автопром способно твердое политическое решение руководства страны ездить на отечественных автомобилях. Однако, признает эксперт, наверняка даже доработанный «ЗИЛ» по характеристикам не будет лучше, чем Mercedes S 600 Pullman, даже в кузове W140 (позапрошлого поколения).

«В рубрике «Прямоток» я написал, что, если Медведев пересядет на «ЗИЛ», я готов передать свой Porsche 911 в распоряжение главного конструктора «АвтоВАЗа», поскольку убежден, что на этом автомобиле должны периодически ездить все конструкторы, чтобы понимать уровень интерфейса между водителем и автомобилем. А взамен я попрошу один из прототипов «проекта С» - автомобиля ВАЗ-2116. Что-то мне подсказывает, что если Медведев пересядет на «ЗИЛ», то этот проект, который недавно был прикрыт по настоянию французской стороны, будет реанимирован», - рассказывает Подорожанский. По его словам, практически готовый автомобиль был «заморожен» уже на этапе подготовки к производству.

«Удобная иллюзия, что автомобили, которые производятся в России в режиме промсборки, можно считать российскими, - лукавство, потому что научно-технические центры и правообладание интеллектуальной собственностью при этом находятся за рубежом. «ЗИЛ» - это наш автомобиль, а BMW, который собирается в Калининграде, причем с мизерным уровнем локализации, это немецкий автомобиль. ВАЗ-2116 - это наш автомобиль, а Renault Logan - французский. Вот в чем принципиальная разница», - подчеркивает эксперт. Он признает, что на восстановление автомобильной конструкторской школы могут потребоваться годы и даже десятилетия, однако это необходимо делать, порой даже вопреки рациональным экономическим законам.