|

Колесо без автомобиля

Если у автомобиля нет колес, значит, это еще не автомобиль, уже не автомобиль или вообще не автомобиль. А вот колесо без автомобиля как было колесом, так им и останется.

Человек открыл для себябесконечность вращающейсяокружности
Во II тысячелетии до н.э. колесообрело привычный нашему глазу вид

С точки зрения многовековой истории «транспортного устройства круглой формы» выходит, что автомобили – это лишь эпизод, который, вполне вероятно, однажды канет в Лету.

Первые изобретения человеку подсказала природа: она сама разожгла огонь. Идея лодки или плота приплыла в виде упавшего в воду дерева. Но где можно было подсмотреть идею колеса, которое само по себе для перемещения чего бы то ни было малопригодно?

Колеса продолжают вдохновлять – итеперь уже не только на трудовые подвиги
Свежее изобретениеКолесо как изобретение было запатентовано лишь в 2001 г. Патент получил один австралийский адвокат, чтобы продемонстрировать изъяны австралийской патентной системы.

Чтобы изобрести колесо, человеку пришлось столкнуться с необходимостью перетаскивать больше, чем у него хватало сил. Например, каменные глыбы при строительстве Стоунхенджа или пирамид. Наблюдая, как бревна катятся под горку, люди догадались подкладывать их под груз. Чтобы он не скатывался с них, бревна сделали поуже в середине и пошире по краям. Перемычка истончилась, и приблизительно в IV тысячелетии до нашей эры появился так называемый «скат» два грубых диска, составляющих единое целое с осью. Колесом это изобретение назвать было еще довольно сложно, однако прорыв в мышлении был налицо: человек открыл для себя бесконечность вращающейся окружности, взвалил на нее свой скарб и отправился покорять мир.

Круглая драгоценность

Колесо как изобретение былозапатентовано лишь в 2001 г.
Колеса продолжают вдохновлять – и теперь уже не только на трудовые подвиги. Ювелир Брайан Бергерон предлагает всем желающим надеть на палец драгоценное колесо – мотоциклетное или автомобильное. Изготовляет свои шедевры мастер из золота, платины и палладия. «Автоколечко» из платины обойдется эстетам примерно в $3 000.

Сначала выросли лошади

Грубо сделанные, сплошные, тяжелые деревянные диски, которые прикреплены к оси и вращаются вместе с ней, – не лучший вариант для быстрой езды. Примерно в середине III тысячелетия до нашей эры люди догадались разделить «скат» на ось и колесо, чтобы соединить их более эффективно. Колесо перестали делать из деревянных кругляков (читай – чурок), составив его из трех накрепко сколоченных досок. А для его соединения с осью была изобретена ступица. Теперь ось оставалась неподвижной, а вращались только колеса. Чтобы вращение шло легче, колеса начали смазывать жиром. Во II тысячелетии до н.э., с появлением спиц, колесо обрело, наконец, привычный нашему глазу вид.

Для того чтобы оно совершенствовалось и дальше, человек должен был приручить лошадь. Но и этого было мало! Лошади древних шумеров, например, были очень небольших размеров (около 120 см в холке), и в колесницу приходилось запрягать сразу четырех животных. Кроме того, по мнению историков, усовершен-ствования повозки были бесполезны до тех пор пока не была изобретена упряжь, которая перестала душить лошадей. Но как только это было сделано, колесо уже нельзя было остановить.

Шина до Рождества Христова

Выкованный обруч нагревали,надевали на деревянный обод,остужали
Военные задачи требовали все более прочных колес. И вот тут становится хорошо видно, что эволюция колеса была бы невозможна без целого ряда других изобретений и открытий. По мере того как люди учились обрабатывать металл, делались попытки использовать полностью металлические обод (или даже все колесо). Но они оказались слишком тяжелыми. В результате лучшим вариантом защиты оказалась железная шина. Для того чтобы «обуть» деревянное колесо предстояло не только выковать железный обруч, но и придумать, как его закрепить на ободе. Современный человек знает из школьного курса физики, что при нагревании вещества расширяются. Нашим предкам предстояло дойти до этой мысли опытным путем. Выкованный обруч нагревали, надевали на деревянный обод, остужали –и шина скрепляла всю конструкцию колеса. Это изобретение двухтысячелетней давности живо до сих пор. Телегу на таких колесах, не слишком отличающуюся от своего древнего прототипа, сегодня можно купить всего за 10 000-12 000 руб.

Древнее не бывает

Самое древнее колесо в мире былонайдено в апреле текущего года в Одессе
Самое древнее колесо в мире было найдено в апреле текущего года в Одессе –исследователи считают, что ему более 4 500 лет. Интересно, что найдено оно было не при раскопках, а в… запасниках музея, где пролежало невостребованным 39 лет. Только в этом году эксперты определили его возраст благодаря радиоуглеродному анализу. Теперь это колесо из дуба или березы диаметром 50 см. войдет в археологические каталоги мира как самый древний экспонат.

Его нашли в гробнице племени ямной культуры – так условно называются племена, жившие в степной и лесостепной зонах Восточной Европы в бронзовом веке. Они верили, что усопшие отправляются в загробный мир и там путешествуют, поэтому их хоронили вместе с повозками. В гробнице были обнаружены еще два колеса, но они рассыпались при первом же прикосновении.

2024  Автоклуб любителей BMW