Колесо без автомобиля
- Подробности
- Категория: АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Если у автомобиля нет колес, значит, это еще не автомобиль, уже не автомобиль или вообще не автомобиль. А вот колесо без автомобиля как было колесом, так им и останется.
С точки зрения многовековой истории «транспортного устройства круглой формы» выходит, что автомобили – это лишь эпизод, который, вполне вероятно, однажды канет в Лету.
Первые изобретения человеку подсказала природа: она сама разожгла огонь. Идея лодки или плота приплыла в виде упавшего в воду дерева. Но где можно было подсмотреть идею колеса, которое само по себе для перемещения чего бы то ни было малопригодно?
Чтобы изобрести колесо, человеку пришлось столкнуться с необходимостью перетаскивать больше, чем у него хватало сил. Например, каменные глыбы при строительстве Стоунхенджа или пирамид. Наблюдая, как бревна катятся под горку, люди догадались подкладывать их под груз. Чтобы он не скатывался с них, бревна сделали поуже в середине и пошире по краям. Перемычка истончилась, и приблизительно в IV тысячелетии до нашей эры появился так называемый «скат» два грубых диска, составляющих единое целое с осью. Колесом это изобретение назвать было еще довольно сложно, однако прорыв в мышлении был налицо: человек открыл для себя бесконечность вращающейся окружности, взвалил на нее свой скарб и отправился покорять мир.
Круглая драгоценностьСначала выросли лошади
Грубо сделанные, сплошные, тяжелые деревянные диски, которые прикреплены к оси и вращаются вместе с ней, – не лучший вариант для быстрой езды. Примерно в середине III тысячелетия до нашей эры люди догадались разделить «скат» на ось и колесо, чтобы соединить их более эффективно. Колесо перестали делать из деревянных кругляков (читай – чурок), составив его из трех накрепко сколоченных досок. А для его соединения с осью была изобретена ступица. Теперь ось оставалась неподвижной, а вращались только колеса. Чтобы вращение шло легче, колеса начали смазывать жиром. Во II тысячелетии до н.э., с появлением спиц, колесо обрело, наконец, привычный нашему глазу вид.
Для того чтобы оно совершенствовалось и дальше, человек должен был приручить лошадь. Но и этого было мало! Лошади древних шумеров, например, были очень небольших размеров (около 120 см в холке), и в колесницу приходилось запрягать сразу четырех животных. Кроме того, по мнению историков, усовершен-ствования повозки были бесполезны до тех пор пока не была изобретена упряжь, которая перестала душить лошадей. Но как только это было сделано, колесо уже нельзя было остановить.
Шина до Рождества Христова
Его нашли в гробнице племени ямной культуры – так условно называются племена, жившие в степной и лесостепной зонах Восточной Европы в бронзовом веке. Они верили, что усопшие отправляются в загробный мир и там путешествуют, поэтому их хоронили вместе с повозками. В гробнице были обнаружены еще два колеса, но они рассыпались при первом же прикосновении.