|

Восточный экспресс

Автомобильный завод Iran Khodro – одно из самых динамичных и амбициозных предприятий в ближневосточном регионе. Материал из октябрьского номера журнала «Колеса»

Машины этой марки известны в трех десятках стран мира, поэтому руководство Iran Khodro считает эту компанию «лицом» национальной промышленности. «Лицо», в свою очередь, пользуется ощутимой поддержкой со стороны государства. «Колёса» своими глазами увидели, как собирают машины в Иране, на заводе №1 на Ближнем Востоке.

Восточный экспресс

Дело тонкое

Иран – интереснейшая страна, с добрыми и жизнерадостными жителями. И это – несмотря на кажущуюся строгость мусульманских традиций. Да, здесь до сих пор не пьют (алкоголь) и не едят свинину. Да, здесь в 40-градусную жару не встретить мужчину в шортах, а женщину – без хиджаба (мусульманского платка).

Но, судя по приветливым лицам иранцев и спокойствию на улицах главных его городов, им это совсем не в тягость. Жизнь в нынешней Персии протекает размеренно и безмятежно, с перерывами на еду и молитву.

Кстати, для разговоров с Аллахом не обязательно посещать мечеть. Намаз (молитва) может застать иранцев в любом месте и в любое время, и мусульманин бросит все свои дела и падет ниц для немедленного обращения ко Всевышнему.

Почти восьмимиллионный Тегеран застроен многоэтажными домами и отелями, банками, административными зданиями, выполненными, в основном, в духе современной западноевропейской архитектуры.

Автопарк страны составляет продукциядвух ведущих производителей:Saipa и Iran Khodro
Автопарк страны составляет продукциядвух ведущих производителей:Saipa и Iran Khodro

Менее крупные города – например, третий по величине Исфахан – притягивает туристов гораздо сильнее столицы: местная архитектура не оставит равнодушным даже искушенного Востоком европейца. Площадь Имама, вторая по величине в мире, мечети с громадными, изрисованными мельчайшим рисунком куполами и высоченными минаретами, куполовидные арки и старые дворцы шахов переносят на столетия назад – в древние времена, когда не было ни автомобилей, ни ядерных реакторов…

В Иране мало иномарок. Автопарк страны составляет продукция двух ведущих производителей: Saipa и Iran Khodro. Первый собирает, в основном, возрожденные из пепла Kia Pride. О продукции второго, лидера на внутреннем рынке, расскажем подробно, но чуть позже.

А отсутствие «иноземцев» в Иране легко объяснимо. Во-первых, непомерные ввозные пошлины отбивают всякую охоту чужаков лезть в персидские земли со своим товаром. Во-вторых, это не Эмираты: здесь не принято щеголять своим достатком перед соседями. Людям нужно только средство передвижения – не больше. Роскошь и достаток? Согласно Корану, прелести жизни ждут всех после смерти. Восток, однако…

Автопарк страны составляет продукциядвух ведущих производителей:Saipa и Iran Khodro
Автопарк страны составляет продукциядвух ведущих производителей:Saipa и Iran Khodro

 

Экспорт – любой ценой?

– Сколько-сколько? – переспросил сосед-иранец, и, получив повторный ответ, начал что-то бурно обсуждать на фарси с другими пассажирами TУ-154, летящего из Москвы в Тегеран.

Знание английского языка помогло Али Мохаймани, моему собеседнику, распознать «тринадцать тысяч долларов» – цену Samand в России. «Thirteen thousand dollars? – снова переспросил Али с неподдельным удивлением и мысленно перевел «зеленые» в иранские риалы. – Но почему Iran Khodro продают вам автомобиль за те же деньги, которые он стоит в Иране?» Тогда я не нашел, что ему ответить. Видимо, у Iran Khodro (далее – IKCO) есть на то причины...

IKCO – КРУПНЫЙ КОНЦЕРН, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ С ДЕСЯТОК ДОЧЕРНИХ КОМПАНИЙ. ПРИЧЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАНИМАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО СБОРКОЙ АВТОМОБИЛЕЙ, НО ТАКЖЕ РАЗРАБОТКОЙ И ПРОИЗВОДСТВОМ ДВИГАТЕЛЕЙ И РОБОТОТЕХНИКИ, ИНВЕСТИЦИЯМИ, СТРАХОВАНИЕМ И ДАЖЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ.

Завод расположен в промышленной зоне, в 14 км от Тегерана. Здесь находится колоссальных размеров комплекс – с десятками цехов, складов и всем необходимым для жизнедеятельности сотрудников, включая собственный… футбольный стадион.

Со стапелей тегеранского предприятия сходят модели Peugeot 206 и 206 Sedan, Samand, а также его новая версия – Soren, недавно представленная на московской выставке Интеравто. В прошлом году (по иранскому календарю прошлый год закончился 21 марта 2007 г.) были произведены 525 000 легковых автомобилей и пикапов. До конца нынешнего перед IKCO стоит задача произвести более 635 000 единиц легковой техники.

Iran Khodro – частная компания с 30% государственным участием. Контрольный пакет акций находится в руках частных инвесторов, а президент компании назначается советом директоров.

Со стапелей тегеранского предприятиясходят модели Peugeot 206 и 206 Sedan,Samand, а также его новая версия – Soren
Со стапелей тегеранского предприятиясходят модели Peugeot 206 и 206 Sedan,Samand, а также его новая версия – Soren

В то же время, правительство страны понимает, что ориентированная на экспорт компания — это имидж промышленности Ирана на мировой арене. Поэтому Правительство Исламской Республики Иран активно помогает экспортерам вообще и Iran Khodro в частности.

За каждый автомобиль, который уходит за рубеж, IKCO получает компенсацию от государства. Сумма приблизительно равна 20% от его стоимости. Таким образом, с каждого проданного Samand изготовитель получает назад около $2 500.

К тому же, государство возвращает все таможенные пошлины, собранные за ввоз иностранных комплектующих для сборки экспортированного автомобиля. К примеру, в Иран ввозится 33% комплектующих Peugeot 206 хэтчбек и 41% – «206-й» седан.

Со стапелей тегеранского предприятиясходят модели Peugeot 206 и 206 Sedan,Samand, а также его новая версия – Soren
Со стапелей тегеранского предприятиясходят модели Peugeot 206 и 206 Sedan,Samand, а также его новая версия – Soren

Все пошлины, собранные за эти машины после их продажи, скажем, в России вернутся в Тегеран. Отсюда и разница в цене между продаваемыми в Иране и нашей стране автомобилями. Вернее – в ее отсутствии…

НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ, ЗАВОД IRAN KHODRO ЗАНИМАЕТ 16-Е МЕСТО СРЕДИ АВТОСБОРОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В МИРЕ И ПЕРВОЕ – НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ. КРОМЕ ИРАНА, ПРОИЗВОДСТВО ТАКЖЕ РАЗМЕЩЕНО В АЗЕРБАЙДЖАНЕ, БЕЛАРУСИ, ВЕНЕСУЭЛЕ И СИРИИ. СКОРО ЗАВОДЫ ПОЯВЯТСЯ В СЕНЕГАЛЕ, ЕГИПТЕ И КИТАЕ.

Обновление и «газификация»

Относительно недавно в Иране ввели талоны на топливо. Говорят, ограничение составлено на уровне обычных потребностей рядовых иранцев – таксистов, например, лимитирование не коснулось. «Никто в стране от этого не пострадал, – утверждает полномочный представитель «Иран Ходро» в России и СНГ г-н Мохаммади. – И на ситуацию на рынке это также практически не повлияло. Разве что вырос спрос на малолитражки»…

К тому же, на газовое топливо никаких ограничений нет. В связи с этим до 60% продукции «Иран Ходро» для внутреннего рынка предлагается с газовым топливом в качестве доступной альтернативы.

НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ, ЗАВОД IRAN KHODROЗАНИМАЕТ 16-Е МЕСТО СРЕДИАВТОСБОРОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В МИРЕ
НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ, ЗАВОД IRAN KHODROЗАНИМАЕТ 16-Е МЕСТО СРЕДИАВТОСБОРОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В МИРЕ

В то же время Правительство Ирана стремится не только подтолкнуть свой народ к использованию газового топлива, но и избавить страну от старых, экологически и технически устаревших автомобилей. Для этого была принята программа смены старых автомобилей на новые: всем владельцам автомобилей «возрастом» старше 25 лет предлагается поменять их на новые на выгодных условиях, получив от государства $3 000 за свою старую машину.

Позже вступит в силу следующая часть аналогичного госпроекта: возраст утилизируемых автомобилей составит 15 лет. В течение ближайших пяти лет правительство ожидает менять более 500 000 автомобилей ежегодно.

НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ, ЗАВОД IRAN KHODROЗАНИМАЕТ 16-Е МЕСТО СРЕДИАВТОСБОРОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В МИРЕ
НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ, ЗАВОД IRAN KHODROЗАНИМАЕТ 16-Е МЕСТО СРЕДИАВТОСБОРОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В МИРЕ
НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ, ЗАВОД IRAN KHODROЗАНИМАЕТ 16-Е МЕСТО СРЕДИАВТОСБОРОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В МИРЕ

Впечатляет, правда?! Через пять лет в этой стране не останется сильно подержанных автомобилей, будут только новые. Относительно, конечно: мы же не считаем Peugeot 405 образца конца 90-х современной моделью?

В то же время, избавиться от автохлама не помешало бы и России. Другое дело, что в бюджете нашей страны вряд ли когда-нибудь найдутся 3 000 «нерублей» для каждого претендента на их получение. А таковых у нас наберется на два Ирана…

2018  Автоклуб любителей BMW