На душе – Тосно
- Подробности
- Категория: АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Тосно не значится в туристических путеводителях как жемчужина Ленинградской области. Это совсем не туристический центр. Но для выездной бригады журнала «Колёса» нет неинтересных мест, и в один из редких солнечных дней февраля мы направились на юго-юго-восток от Петербурга.
(1) На Московское шоссе выезжаем с Витебского проспекта - так есть шанс избежать плотного движения в районе станции метро «Звездная». Хотя в последние месяцы эта часть пути не вызывает проблем: открытие КАД с хорошими развязками позволяет выбраться из города разными путями.
(2) Первые заторы почти наверняка будут сопровождать вас в районе «Ленты»: дорога здесь узкая и сдобрена парочкой светофоров, так что пробки - дело привычное. Кроме того, рядом - большие стоянки неповоротливого грузового транспорта
(3) Разделительная полоса на Московском шоссе - залог безопасности дорожного движения. Она тут просто необходима, поскольку практически прямая дорога с хорошими покрытием и обзором являет собой непреодолимый соблазн для «обгонщиков».
В результате по количеству тяжелых аварий безумно напряженное Московское шоссе - пожалуй, лидер в регионе.
(4) Пейзажи за окном однообразны и скучны. Летом все это выглядит несколько веселей, но зимой картина удручает. Московское шоссе - может, и лучшее по асфальту, но определенно самое некрасивое в области.
(5) Крупная развязка в сторону Гатчины и Кировска. Отличный ориентир, если хотите попасть в Тосно: решающий поворот - менее чем через километр.
(6) А вот, собственно, и указатель: тут главное не «проспать» и свернуть на старую московскую дорогу. Еще 10 лет назад пусть на столицу лежал непосредственно через центр Тосно. Сейчас же большинство машин обходят город - и слава Богу.
(7) Последние километры перед Тосно оправдывают свое название: дорога действительно старая…Особенно это ощущаешь после ровного полотна Московского шоссе. Но не будет слишком привередливы - в области есть дороги много хуже.
(8) Ну вот: каких-нибудь 30 мин езды от города - и мы в Тосно!
Пейзажи здесь тоже не самые привлекательные: покосившиеся деревянные домики соседствуют с бетонными постройками советской эпохи.
И порой даже не верится, что дороги Тосненского района дважды (!) признавались лучшими в России.
(9) На обратном пути ничто не разбавляет унылость пейзажа, кроме, разве что, забавной избушки - детище близлежащей птицефабрики. Ее и будем считать ориентиром поворота на Ульяновку. (Кстати, деревень с таким названием две: она непосредственно на трассе, другая в пяти километрах от шоссе).
(10) Возвращаться тем же путем нет эмоциональных сил. Попробуем вернуться в город по-другому: может, что-нибудь интересное ждет нас рядом с дорогой на Москву? …Въезжаем в Никольское. О его достопримечательностях расскажет подробная схема с указаниями, куда и как проехать.
(11) Самый красивый пейзаж за всю поездку: в Никольском построена изумительная деревянная церковь. Неподалеку - знаменитые Саблинские пещеры, но их мы посетим отдельно.
(12) Обратно решили ехать через Колпино, за что и поплатились - на ж/д переезде мы потеряли 40 мин, ожидая проезд «скорого» поезда…
Наши оценки маршрута:
Критерий
Оценка
Пояснения
Дорога
4
Если бы не плотное движение, Московская трасса была бы вне конкуренции в области: по две полосы в каждую сторону, ни единого поворота, хороший обзор. А что до скучного пейзажа… По этой дороге не возят туристов.
Асфальт
4.5
На пути в Тосно асфальт очень хорош. Да и участок старого шоссе не столь безнадежен.
Достопримечательности и развлечения
2
Как уже отмечалось, Тосно - не туристический центр, да и Московское шоссе на протяжении 30 км не изобилует памятниками старины.
Питание
2.5
Неожиданно слабое. Видимо, считается, что дальнобойщики перекусили в городе и еще не успели проголодаться. Или потерпят до Петербурга.
АЗС
5
Вот с заправками никаких проблем нет. Их много - на любой вкус.
Автосервис
4
СТО на трассе чуть поменьше; большинство из них рассчитано на грузовой транспорт. Но, в целом, картина радостная.
Тосно
Первое упоминание о Тосно в письменных источниках относится к XV в., но возникло это поселение значительно раньше. В новгородской «Переписной окладной книге» 1500 г. упоминалось о «деревне Тосна Матуево на реке Тосной».
Территория, по которой протекает река Тосна, входила в состав древнерусского Новгородского государства. Весь этот край назывался Водской Пятиной: то есть пятой частью владения Великого Новгорода. Пятина делилась на несколько погостов. Земли вокруг Тосны, Ижоры, Невы и других рек включались в Ижорский погост.
В конце XV столетия московским государем Иваном III все новгородские земли, в том числе и Водская пятина, были присоединены к Московскому государству.
В 1611 г. ижорскую землю захватили шведы. Шведское правительство стало переселять в этот край финских крестьян, потомки которых живут тут и поныне.
Возведение Петербурга требовало огромного количества строительного материала. Заготовляли его на прилегающей к городу территории: в частности, в районе реки Тосны, где были обнаружены большие залежи бутовой плиты (щебень из нее по твердости не уступает гранитному).
По указанию Петра I были созданы селения Мишкино, Чернышево, Перевоз и Никольское. Сюда из центральных губерний России переселяли крестьян, знакомых с разработкой камня и выделкой извести.
И сегодня, в отличие от других городов-сателлитов, расположенных к югу от Санкт-Петербурга, Тосно скорее не культурный, а промышленный центр. В городе работают несколько иностранных предприятий: «Тосно-Эра (Henkel)», «Caterpillar» и завод по производству сантехники испанской компании «Roca Group».
Из достопримечательностей, интересных туристам, можно отметить лишь Историко-краеведческий музей и несколько памятников Великой отечественной войны. Соответственно, гостям Северо-Запада России, Тосно интересен куда менее Пушкина, Гатчины или Ломоносова, что сказывается на инфраструктуре города.