Москва-Камчатка – за рулём своим ходом. Полярная экспедиция Amarok
- Подробности
- Категория: Дороги
«ЗР» уже тестировал «Амароки» во внедорожных условиях – машины показали себя неплохими проходимцами, но как они осилят минус 45°С и трёхметровые снежные наносы? Однако официально цель экспедиции звучит так:«Полярная экспедиция AMAROK посвящена предстоящим XXII Зимним Олимпийским Играм 2014 в Сочи. Важная миссия экстремального автопробега — донести дух олимпийского движения в самые отдаленные уголки России и передать культурное многообразие страны, принимающей зимние Игры».
Задачей, которую поставили перед собой участники экспедиции, стало покорение сложнейшего маршрута протяжённостью около 20 000 км от Москвы до Петропавловска-Камчатского с посещением берега Северного Ледовитого океана на Чукотке. Если участникам удастся доехать до финиша, то они не только побывают там, где раньше никогда не проходил официальный автопробег, но и смогут установить новый рекорд Гиннесса — «За самый протяженный незакольцованный маршрут внутри одной страны».Главное в любом трудном деле – это люди. А в полярной экспедиции нужны не просто люди, а отмороженные на всю голову романтики (в хорошем смысле этого слова), ведь им предстоит каторжная ежедневная работа на протяжении почти двух месяцев, особенно на заключительном участке Анадырь – Петропавловск-Камчатский, где и должен закончиться пробег. Костяк экспедиции составили люди, не раз проверенные в путешествиях и работе, граничащей с экстримом: руководитель — опытный путешественник Алексей Симакин- второй водитель и штурман — обладатель рекордов Гиннесса Райнер Цитлоу- врач экспедиции — спасатель 1-го класса Александр Нестеров- технический директор и один из лучших автомехаников в России Андрей Иванов- его коллега Алексей Воробьев- фотограф Илья Новиков.Маршрут экспедиции состоял из трех разных по сложности участков. Первый, Москва-Якутск, хотя и самый протяжённый, но самый лёгкий – до Иркутска маршрут прошёл по дорогам общего пользования, а восточнее и до Якутска есть накатанные местными жителями зимники. С такой дорогой легко справились и младшие участники, выступающие в роли техничек – практически серийные «Амароки» с заводскими внедорожными пакетами и небольшими полярными доработками, выполненными на калужском заводе Volkswagen (на маршруте температура опускалась до минус 52°С).
Главной задачей на первом этапе стала притирка команды, определение оптимального ритма и ходовые испытания главных «полярных волков» – трёх специально подготовленных для преодоления экстремального снежного бездорожья машин также на базе пикапов Amarok, но с полностью изменённой ходовой частью.
Сделать такую машину «просто» — оставляются родные рама, кузов, двигатель, КП — а к ней уже стыкуются агрегаты трансмиссии ГАЗ-66 – раздаточная коробка, мосты. Из-за отличий в базе карданные валы были изготовлены заново. А дополнительные детали максимально использованы от отечественных авто, даже в ущерб надёжности, ведь их гораздо проще найти в глубинке, что позволяет брать с собой меньше запчастей. И в обязательном порядке все машины оборудованы автономными дизельными обогревателями – при морозах за —40°С тепловыделения двигателя уже недостаточно для обогрева салона и поддержания нормальной рабочей температуры.Барабанные тормоза, как давно показала полярная практика, не очень хороши – из-за большой площади соприкосновения колодок и барабанов и плохой самоочистки такая парочка легко примерзает друг к другу, а отогреть их из-за большой массы чугунных барабанов непросто… Поэтому опять применили нестандартный подход – совместили в один узел полуось моста ГАЗ-66, дисковые тормоза и ступицу для сопряжения с колёсами К-58 от БТР.
Некоторые характеристики «северных волков»: Тип кузова: серийный Volkswagen Amarok-пикап с двойной кабинойКоробка передач: 6-ступенчатая МКППривод: подключаемый полный привод 4Motion с понижающей передачей.Двигатель: 2.0 biTDI 163 л.с., 4-цилиндровый рядный турбодизель с непосредственным впрыском, промежуточным охладителем, топливной системой Commom-Rail, Евро-4.
На «Амароки» установлены защитные дуги. Они выполняют функцию защиты экипажа при аварийном перевороте и предотвращают сминание кабины автомобиля, обеспечивая увеличение живучести кузова после возможного переворота автомобиля. Кроме того, за дугу можно поставить машину на ход с помощью кантования. Также она обеспечивает дополнительные точки для фиксации оборудования, размещенного в кузове автомобиля. На кузове и в кабине установлены: силовые бампера и дополнительные крепления для навесного оборудования — лебедки ЭЛА-4000-2 «Витязь» и шанцевого инструмента- дополнительного аккумулятора- компрессора- инвертора для преобразования 12 В в 220- кипятильников для приготовления еды- навигационного оборудования- допосвещения- дополнительный топливный бак на 210 литров.В подвеске автомобилей использованы мосты от ГАЗ-66 (с кулачковой автоматической блокировкой дифференциала). Для передвижения по дорогам предназначены шипованные шины К-58 от БТР 1080х13R18, а вне дорог — специальные «Арктиктранс 1300Х700» низкого давления. Тюнингу подверглись и тормоза. Были установлены двойные тормозные суппорты переднего моста, дисковые тормоза на переднем и заднем мостах. В трансмиссии использована доработанная раздаточная коробка от ГАЗ-66. На каждом колесе установлены двойные пружинно-амортизационные блоки с амортизаторами от ВАЗ-2108.
Первая часть, как и планировалось, оказалась больше красивой, чем тяжёлой. 21 февраля экспедиция достигла Якутска, где были подведены первые итоги, устранены некоторые технические огрехи…
Журналистам, встретившим экспедицию уже в Якутске, представилась возможность близко познакомиться с машинами, их внедорожными качествами и походным бытом участников. Но и до знакомства с техникой на свежем воздухе мы получили много новых впечатлений. Для жителей Сибири, Дальнего Востока, Заполярья они вряд ли станут откровением, но остальным, думаю, будет интересно…Итак, там холодно, нет, там ХОЛОДНО! Морозы за —35°С аномальны сами по себе не только для техники, но и для людей… Для безопасного длительного нахождения при такой температуре обязательно нужна соответствующая одежда и обувь, хотя дышится довольно легко – влажность воздуха низкая из-за континентального климата, несмотря на близость Лены, на берегу которой, собственно, и был заложен в 1632 году Якутский (Ленский) острог как казачий гарнизон.
Мелочей тут нет – любой слабый элемент очень быстро приведёт к переохлаждению, а если не сделать выводов – то и к обморожению. Отморозить палец в меховой перчатке? Нет ничего проще! Забыли застегнуть воротник – через минуту шея вам напомнит, не одумаетесь – здравствуй, ангина…
Помимо варежек и меховых штанов важна и обувь. Местные жители обычно ходят в сапогах, сверху напоминающие унты, но с толстой кожаной подошвой – в таких не страшно и по сугробам полазить… А вот московская обувь здесь не годится совершенно. Сначала подошва замёрзнет до ощущения ходьбы в кирзовых сапогах, а потом может просто лопнуть…Но одевшись соответствующим образом (очень порадовало, какой лёгкой и тёплой может быть современная одежда), уже без опаски можно познакомиться с возможностями машин в их родной среде. Но и здесь фотографов поджидал неприятный сюрприз – объективы фотоаппаратов переставали фокусироваться из-за обмерзания, приходилось через пять-шесть кадров их отогревать под пуховиком…
Походный быт участников экспедиции также должен быть продуман до мелочей – нет никакой гарантии, что им не придётся пережидать буран или сильный снегопад вдали от жилья, в чистом поле (как пел В. Высоцкий – «вперёд 500, назад 500, и кто там после разберёт…»). Первым делом необходимо установить защиту от ветра. При такой температуре снег и лёд по прочности близки к бетону, поэтому их можно пилить пилами (заодно и немного согреться).Внутри снежной крепости ставим обычную палатку, но в ней обязательно должны быть толстые подстилки и полярный спальник.
Приготовление пищи также имеет свою специфику – на костре зачастую не удаётся ничего нагреть, поэтому используют жидкую пакетированную пищу из алюминиевых пакетов Be Well Expedition Food, похожую на ту, которой питаются космонавты на орбите, вот только разогревают её не в микроволновке, а на коллекторе работающего двигателя.
Следующий этап экспедиции начался утром 24 февраля, но уже без меня. Экспедиция вышла на участок Якутск-Анадырь, с заездом в Оймякон, Полюс холода — самое холодное место на планете Земля.
Указатель температуры забортного воздуха на приборной панели теперь долго будет показывать минус 45°С – меньшие показания конструкторы просто не предусмотрели. На Полюсе холода, где зимой температура ниже —50°С (рекордные показатели неоднократно переходили за —70°С), техника может преподнести сюрпризы — металл и резина становятся хрупкими. Машины на таком морозе никогда не глушат, так же не рекомендуется долго стоять на одном месте, чтобы не застыло масло в мостах и амортизаторах. А как ведут себя местные жители?
Главное зимнее блюдо – это строганина. Приготавливается она очень просто – выловленная из реки рыба кладётся на полчаса на лёд до полного промерзания, а затем с неё срезаются чешуя и тонкими ломтиками мясо – его так сырым и едят. Главный плюс – нет необходимости разводить огонь и сохранность пищи практически не ограничена – для охотников и погонщиков оленей просто незаменимая вещь. Аналогично можно заготавливать и мясо оленей – наряду с рыбой из Лены это вторая основная составляющая полярного рациона.
Ещё из курса школьной географии можно узнать, что Якутск находится на территории вечной мерзлоты, то есть даже летом, когда недолго бывает и +40°С, почва не размораживается. Такая особенность позволила создать в одном из холмов на окраине Якутска музей из ледяных фигур, ничуть не уступающим ледяным дворцам в скандинавских странах или на зимних европейских выставках.
Из Оймякона продолжили путь только четыре машины – три «северных волка» и один «малыш». Дальше мучить неподготовленные машины смысла уже нет, одну оставили в качестве эксперимента – как долго она все же продержится с таким маленьким, по местным меркам, клиренсом. Как показала практика, держался «обычный» Amarok молодцом. Мне рассказывали потом, что дорога по зимнику действительно оказалась непростой, особенно для нашего стандартного «Амарока», который, надо сказать, достойно боролся наравне с большими братьями, чем удивлял всех участников экспедиции, включая руководителя Сергея Карпинского. Глубокий снег, глубокая колея, перепады высот, сопки… а «обычный» все едет и едет! За весь путь мы брали его «на буксир» всего несколько раз. Вот где наш маленький Amarok проявил себя и действительно заслужил уважение не только команды, но и водителей грузовиков, встречающихся на пути, которые просто поверить не могли в то, что видят на этих дорогах стандартный автомобиль.
Вот как описывает трассу участник экспедиции: «Дорога – это зимники по рекам и зимники по горным хребтам и перевалам. Несмотря на тысячи километров пройденных зимников по территории Якутии и теперь уже Чукотки, до сих пор не укладывается в голове, что наземное транспортное сообщение между всеми этими населенными пунктами существует только зимой и полностью отсутствует летом. Во все эти поселочки и города редко кто приезжает на машинах вообще, а уж тем более из Москвы. Поэтому можно понять радость и искреннее удивление местных жителей. Хотя куда бы мы ни приезжали, о нас уже заранее знали, тепло встречали и готовы были помочь в любое время дня и ночи».
На одном участке дорога просто исчезла, точнее, её и не было, хотя официально она должны была быть... Местный житель давал участникам экспедиции такие наставления: «Дальше дороги не будет еще километров 50, но можно проехать вдоль океана, если найдете старые следы от трактора»...12 марта экспедиция достигла города Анадырь.
После небольшого отдыха 17 марта экспедиция вышла на заключительную, но и самую сложную часть маршрута – 2000 км полярной пустыни между Анадырем и Петропавловском-Камчатским. В полярные снега ушли теперь только три «северных волка», обутые в шины сверхнизкого давления и с запасом топлива как минимум на 1500 км. На этом отрезке практически нет населённых пунктов и мобильной связи, только спутники! Восьмого апреля, на неделю раньше запланированного срока, экспедиция финишировала в Петропавловске-Камчатском!
Вот как описывает этот финиш руководитель экспедиции Алексей Симакин: «Мы проделали огромный путь: через территорию вечной мерзлоты, несколько раз пересекали полярный круг, застревали в снегу и бесконечное множество раз откапывали автомобили. Казалось, что сил больше нет. Но, подъезжая к финишу, мы поняли, что никто не хочет, чтобы экспедиция закончилась. Даже усталость куда-то исчезла. И вот он — синий знак, отмечающий границу города Петропавловск-Камчатский, рядом с ним не меньше трех десятков машин и толпа людей! Вылезаем из машин и, пробираясь сквозь толпу встречающих, добегаем до знака, чтобы торжественно разорвать невидимую финишную ленточку. Мы доехали! Вот он какой, этот финиш. А мы так по-разному его себе рисовали, но он все равно немного другой — такой, каким и должен был быть!».
Дмитрий Ситников, специально для www.zr.ru Якутск-Москва.