Трасса Москва - Питер: проверка на дороге
- Подробности
- Категория: Дороги
Дорога и ее экспертыНапомним предысторию. Когда государство задумало создать дублер вечно перегруженной Ленинградки, появился концессионер, который обязался построить дорогу в срок и обслуживать ее 31 год (до 2042 г. ). А за это взимать с проезжающих плату. Чтобы, во-первых, «отбить» свои деньги, а во-вторых, как и в любом бизнесе, еще и заработать. Однако в этом случае концессионер обязан не просто сдать магистраль под ключ, но и отвечать за ее эксплуатацию длительное время. А это значит, что строить плохо, халтурить, экономить на материалах ему невыгодно. Ну и, кроме того, за ходом работ наблюдают пять независимых организаций, причем очень компетентных в области дорожного строительства.Это:
- британский независимый техэксперт AECOM
- управление проекта — Vinci Group
- государство — служба Ростехнадзора
- концедент — госкомпания «Автодор»
- генподрядчик - «Мостотрест»
Впрочем, заверили, что на самой дороге абсолютно сухо и ходить можно спокойно, не запачкав обувь. Оказалось, это действительно так.Сначала журналистам показали основу основ — как проверяют степень уплотнения нижнего, песчаного слоя. Чаще всего плотность замеряют специальным прибором с иглой на конце. Это так называемый метод экспресс-проверки. Менее точный, но зато моментальный.
Другой способ проверки посложнее - устройством в форме цилиндра специалист берет образец утрамбованного песка и везет в лабораторию для детального анализа.
Похожую процедуру проверки проходят и уже уложенные слои свежего асфальта. На фото видно, как с помощью специальной установки в асфальте вырезается кусок в форме цилиндра (керн), и его также направляют в лабораторию для многоуровневых испытаний.
Нужно отметить, что проверку проходит каждый из трех слоев асфальта, а на месте вырезки ставят «заплату» обязательно такого же состава, что и у взятого образца.
Что же будут делать строители, если взятый образец все-таки забракуют? «Подобных случаев пока не было, но если такое все же случится, то участок ждет полная перекладка слоя в том объеме, в каком он будет не соответствовать нормам. Асфальт кладется кусками по нескольку десятков метров. Переложат весь кусок», - комментирует директор по связям с общественностью и маркетингу ООО «СЗКК» Сергей Ильинский.В лаборатории только девушкиСовсем не удивило, что кропотливая, требующая особого внимания работа поручена представительницам слабого пола. Кто как не они способны последовательно и тщательно заниматься этим необходимым делом — ежедневно изучать и анализировать взятые образцы. Итак, у нас есть цилиндр дорожного покрытия, вырезанный из уже готового участка дороги. Его тщательно моют и распиливают на шесть частей, предназначенных для разных видов испытаний.
Во время исследований анализируются водонасыщение асфальтобетона, его прочность при различных температурах и коэффициент водостойкости. Один из методов испытания: образец плавят в специальной печи и смотрят, насколько его «идеальная» структура отличается от имеющейся.Другой выпиленный цилиндрический образец асфальта оставляют как есть, не разделяя его на части. С ним проводят, пожалуй, самую главную работу: проверяют на сдвигоустойчивость и трещиностойкость. Для этого керн помещают между двумя мощными прессами и медленно сдавливают.
Присоединенный к аппарату датчик показывает, в какой момент покрытие начинает разрушаться. Цель исследования — понять, через какое время произойдет образование колеи на дорожном покрытии.Температуру размягчения битума определяют на приборе «Кольцо и шар».
Для этого образец материала расплавляют, обезвоживают, процеживают через металлическую сетку и тщательно перемешивают до полного удаления воздуха. Затем полученной жидкостью заливают кольца прибора. После этого кольца охлаждают при температуре 25 ± 10 °С в течение 20 минут, а затем излишки сплава срезают острым ножом. В центре каждого залитого кольца укладывают по стальному шарику. Подвеску с кольцами и шариками снова вводят в сосуд с водой и нагревают. Температура, при которой шарик вместе с выдавленным битумом опускается на дно, и есть температура размягчения.В лаборатории еще много различных приборов, проверяющих состав и плотность дорожного полотна и железобетонных конструкций по целому комплексу параметров. Но в данном случае рассказывать о всех применяемых технологиях не так уж и важно. Понятна суть: за качеством дороги действительно следят и очень пристально. Потому что дорога эта не бесхозная, у нее есть конкретный хозяин, который заинтересован в том, чтобы она служила как можно дольше.СправкаЧто проверяют:
- минеральные (щебень, песок) и вяжущие (битум, полимеры) материалы, готовые смеси
- смесь перед укладкой (плотность, температуру)
- качество укладки (толщину, плотность, ровность)
- коэффициент сцепления асфальтобетона с колесом автомобиля.
- земля
- слой песка
- слой щебня
- базовый слой
- промежуточный слой
- финишное покрытие
- 28 лет – на земляные работы
- 28 лет – на основание и нижний слой покрытия (асфальтобетон)
- 5 лет – на верхний слой покрытия (асфальтобетон).