|

2012: Война дорожная...

0

Борис Евгеньевич Циклис

– Борис Евгеньевич, за три года действия программы удалось что-то реально изменить на наших дорогах? – Главное, в чем мы окончательно убедились за это время, что процесс сокращения числа ДТП и снижения тяжести их последствий управляем. За эти годы в России был осуществлен ряд мероприятий, который дал свои результаты. В сравнении с базовым 2004 годом число погибших при ДТП людей сократилось в 2006 году на 1782 человека, в 2007 году – на 1198, а в 2008-м уже на 4570 человек. И это с учетом того, что число автомобилей на российских дорогах постоянно растет.– Каковы, по вашим данным, основные причины высокой аварийности и смертности на российских дорогах?– Основная часть ДТП происходит по причине ошибок, допущенных участниками дорожного движения, – это около 80%, и примерно пятая часть приходится на недостатки дорог и транспортных средств. Тяжесть последствий во многом определяется своевременным принятием или непринятием необходимых мер по оказанию помощи пострадавшим. Так, в догоспитальный период погибает 45–65% пострадавших в аварии. Из них на месте происшествия – 37–47%, а при транспортировке в стационар – 13–15%. Пострадавшие в автокатастрофе часто погибают не от повреждений, несовместимых с жизнью, а из-за отсутствия экстренной медицинской помощи. Анализ статистических данных свидетельствует: если в течение первых девяти минут пострадавшему оказана первая медицинская помощь (остановка кровотечения, обезболивание), то в 90% случаев ему удается спасти жизнь- если такая помощь оказана через 18 минут – удается спасти жизнь только в 15% случаев. Однако, согласно имеющимся данным, догоспитальная медицинская помощь в России была оказана только 4% всех госпитализированных после ДТП. Между тем оказание первой медицинской помощи в первые полчаса с момента поражения снижает вероятность смертельного исхода в три раза. Поэтому основные наши задачи – уменьшение промежутка времени от момента получения травмы до начала оказания квалифицированной медицинской помощи- повышение квалификации персонала, оказывающего помощь пострадавшим на местах ДТП- формирование «цепей выживания» в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (по предварительным расчетам, эти действия способствуют снижению числа погибших при ДТП на загородной сети дорог на 20–25%)- широкомасштабное обучение (в первую очередь – водителей транспортных средств, сотрудников ГИБДД, спасателей) методам оказания первой медицинской помощи.

– Еще один негативный фактор на наших дорогах – уровень подготовки водителей. Какие-то мероприятия, предусматривающие его повышение или ужесточение требований к автошколам, предусмотрены в программе?– Дело в том, что положение, сложившееся в сфере подготовки водителей и, соответственно, в безопасности дорожного движения, требует комплексного реформирования всей системы обучения водителей. Накопленный на сегодняшний день зарубежный и отечественный опыт позволяет создать систему подготовки, адекватную современным требованиям и ситуации на дорогах страны. Необходимы консолидированные и скоординированные усилия общественных и коммерческих организаций, а также государственных и иных учреждений, связанных с безопасностью дорожного движения и обучением водителей. В апреле этого года под эгидой Дирекции и Департамента ОБДД МВД России прошла информационно-тематическая конференция «Проблемные вопросы профессиональной подготовки и переподготовки водительских кадров», по итогам которой нами был выдвинут ряд предложений. Необходимо создать единую систему подготовки и переподготовки водителей, а также повышения квалификации руководящего состава образовательных учреждений, организовать при лицензирующих органах Субъектов РФ экспертно-методические комиссии по лицензированию автошкол, создать механизмы контроля техники управления автомобилем и соблюдения ПДД молодыми водителями с использованием технологий «ГЛОНАСС»- использовать системы дистанционного обучении кандидатов в водители с помощью интернет-технологий. И внедрять это нужно в самое ближайшее время, ведь ситуация на дорогах становится день ото дня все сложнее.

– Программа безопасности рассматривает вопросы трафика? Существуют ли на сегодня решения, позволяющие, с одной стороны, снизить количество дорожных заторов, а с другой – не ущемлять в правах автовладельцев? Ведь регулярно возникают различные идеи – например, по ограничению въезда в центр, обсуждается ряд других мер...– Дорожное движение в крупных городах представляет собой сложную систему, здесь нет простых решений. Трафик сегодня только ухудшается. Скорость наземного транспорта упала практически до скорости пешехода, количество пробок превысило все допустимые нормы. Основная причина – неподготовленность улично-дорожных сетей к приему и обслуживанию возрастающих транспортных потоков. Опыт западных стран свидетельствует, что «спираль» в автомобилизации можно купировать, что подтверждается отсутствием заторов во многих столицах мира (Токио, Лондон, Берлин и ряд других).Нужно организовывать систему сбора и анализа информации о потоках, их изменениях. При этом область анализа информации и выработки решений должна охватывать не только городские территории, но и выходить далеко за их пределы. Для мегаполисов – это расстояние 50–80 км, для крупных городов – не менее 30–50. Через два-три года эти зоны могут составить более 100 км, что требует проведения больших организационно-технических подготовительных мероприятий уже сегодня.– Сейчас по всей стране в рамках Программы по безопасности устанавливаются приборы фото- и видеофиксации. На ваш взгляд, насколько подобные меры эффективны в борьбе с нарушителями?– У нас пока данных немного, а вот за рубежом использование таких аппаратно-программных средств способствует уменьшению числа ДТП с пострадавшими в среднем на 20%, ДТП с материальным ущербом – на 12–15%, снижению скорости движения на опасных участках дорог – на 10 км/ч. Получаемая при этом оценка эффективности по принципу «выгоды/затраты» составляет 2,5 к 1,0. Как видите – заманчиво и перспективно. К тому же эти меры сокращают затраты времени при работе органов контроля с нарушителями дорожного движения и дают максимальную объективность в принятии соответствующих санкций в отношении них. Последнее условие приобретает все большее значение, поскольку дает возможность избавить подразделения Госавтоинспекции от рутинной работы, сокращает поток жалоб и обращений в суды с оспариванием принятых решений.

– Каковы основные проблемы,с которыми сталкивается реализация программы?– Естественно, в связи с экономическим кризисом идет сокращение выделенных средств, особенно на региональном уровне. Тем не менее Департамент ОБДД МВД России и Дирекция стараются минимизировать ущерб, нанесенный кризисом, и большинство запланированных мероприятий продолжают выполняться. Для информирования россиян о ходе выполнения федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» создан официальный веб-сайт www.fcp-pbdd.ru. Там размещены региональные программы и объемы их финансирования, составы комиссий по обеспечению БДД, нормативные документы и другая важная информация о ходе реализации программы в Субъектах Российской Федерации. Также в 2008 году была завершена разработка интернет-портала «Безопасность дорожного движения». Портал имеет простой и удобный в использовании интерфейс и будет интересен также широкой общественности и журналистам.– В конце прошлого года Дирекцией программы было подписано соглашение о сотрудничестве с ассоциацией «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум». Поясните, пожалуйста, каким образом реализуется это сотрудничество?– Соглашение предусматривает организацию совместной деятельности в сфере развития и использования спутниковых навигационных технологий на базе системы «ГЛОНАСС» для обеспечения безопасности дорожного движения, поддержания правопорядка, охраны государственного имущества и имущества граждан. В результате этого сотрудничества предполагается еще снизить количество ДТП, а также сократить число пострадавших и погибших в них, планируется принимать активное участие в паневропейской системе реагирования на экстренные вызовы с мест ДТП, формируемой под эгидой еврокомиссии, создавать и вводить в действие центры управления дорожным движением в городах с предельно высокой интенсивностью движения.– Само название программы говорит, что она продлится до 2012 года. А что будет после этого?– За три с половиной года работы программа показала свою высокую эффективность. Поэтому уже существуют реальные предложения, поддержанные всеми государственными заказчиками, по пролонгации федеральной целевой программы на 2013–2020 годы.СтатистикаВ результате принятых организационно-профилактических мер количество лиц, погибших в результате ДТП, сократилось в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 10,1%, а количество ДТП в целом – на 6,6%. Закуплено имущества для передачи в собственность Субъектов РФ на сумму 3 млрд. 25,9 млн. рублей.В том числе:– спецавтотранспорт, спецтехника, дорожные знаки, приборы и оборудование – 2 млрд. 75,2 млн. рублей, – объекты завершенного строительства (пешеходные переходы, барьерные ограждения) – 262,7 млн. рублей. Выполнены работы по реконструкции объектов федерального центра оперативного реагирования в Москве и учебного центра в Московской области на сумму 1 млрд. 97,8 млн. рублей. Дирекция программы рассчитывает, что ее реализация к 2012 году позволит сократить число лиц, погибших в результате ДТП, в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом, а также снизить на 10% количество ДТП с пострадавшими. Это позволит России приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения.
2024  Автоклуб любителей BMW