Дорожное движение узаконят

Категория: ГАИ
Газета.Ru рассказывает, каким образом изменится транспортный налог в Москве


Единороссы подготовили концепцию нового закона «О дорожном движении», который заменит существующие ПДД. Он должен ограничить полномочия гаишников и в то же время расширить обязанности водителей.

В четверг на закрытом заседании рабочей группы по разработке закона «О дорожном движении» была утверждена концепция проекта. В распоряжении «Газеты.Ru» оказался этот документ. Изначально закон должен был заменить Правила дорожного движения, чтобы поменять их статус. Сейчас ПДД утверждает правительство России, и Правила могут быть изменены в любой момент. Так, с 1 января 2006 года, не проинформировав автомобилистов, Фрадков подписал новую редакцию Правил, запрещающую эксплуатацию определенной категории машин и обязывающую перевозить детей только в специальных креслах. Чтобы впредь избежать подобной ситуации, в «Единой России» решили придать Правилам статус федерального закона.

Рабочую группу по разработке проекта возглавил бывший глава ГАИ России сенатор Владимир Федоров, который вскоре пообещал поменять не только категорию документа, но и его содержание.

В первую очередь Федоров собирался заняться автомобилистами - например, снизить разрешенную скорость в городах и запретить эксплуатацию машин с правым рулем. Однако в концепции он от этих репрессий отказался.

«В первую очередь закон должен устранить путаницу в законодательстве и установить четкие правовые отношения между участниками дорожного движения», - считает Федоров. Для этого в проекте предлагается установить ответственность для властей, отвечающих за состояние дорог, нанесение разметки и образование пробок в городах. Установить полномочия для сотрудников ГАИ и права и обязанности для водителей. Так, Федоров предлагает прописать в законе порядок и основания, на которых гаишник может остановить водителя, и правила помещения машины на штраф стоянку.

«Вызывает много вопросов и норма, согласно которой водитель обязан предоставлять транспортное средство сотрудникам милиции или медицинским работникам. Необходимо уточнить, какие документы должны быть у инспектора, чтобы он мог потребовать автомобиль и какие, в таком случае, получает гарантии автомобилист», - рассказал Федоров.

Водители со своей стороны будут обязаны больше сил тратить на подготовку к сдаче экзамена в ГАИ - планируется ввести 13 категорий водительских удостоверений вместо 5 действующих сейчас. Кроме того, будет ужесточен список медицинских требований к допуску водителей. Отдельная статья будущего закона должна быть посвящена правилам перевозки детей, которые сейчас прописаны слишком рамочно. Также много внимания будет уделено запрету эксплуатации транспортных средств. Кроме соответствия конструкции техническим регламентам (в том числе и экологическим), будет предусмотрен норматив использования шин (в зимнее время - зимних, в летнее время - летних). «Если водитель едет зимой на летней резине, его машину просто нужно увозить на штрафстоянку», - пояснил Федоров.

Для разных категорий автомобилей будут разные требования по комплектации. Например, частной легковушке, маршрутному такси или фуре будут положены разные аптечки.

«Мы планируем ввести множество понятий, которые сейчас нигде не прописаны. Ни в одном документе нет определения дороги, тротуара или транспортного средства. Этот закон должен стать нормативной базой для формирования дорожного движения, однако мы понимаем, что невозможно прописать все на свете в одном документе», - пояснил Федоров.

Чтобы «не растекаться», он предлагает не пытаться решить все проблемы сразу и оставить технические требования к автомобилям техническим регламентам, порядок подготовки водителей - закону об образовании, а порядок сдачи экзамена на водительские права и порядок регистрации автомобилей - внутренним актам ГАИ.

«В нашем проекте непременно будут ссылки на эти документы, и что-то мы будем даже дублировать», - говорит разработчик.

Правозащитники считают, что в этом подходе и есть слабое место проекта. «Федоров затронул массу важнейших вопросов, но для нормализации ситуации на дорогах этих мер недостаточно. Я глубоко убежден, что нужно создавать единый документ - Кодекс дорожного движения, который объединит все нормативные акты, касающиеся автомобилистов», - считает автор альтернативного проекта законодательства «Дорожного движения» депутат Виктор Похмелкин. Кроме того, он считает, что Федоров умышленно избегает регулирования наиболее взяткоемких ситуаций - во время регистрации машины и сдачи экзамена на права. «Это очень скользкие моменты, и он не решается в них лезть», - сказал депутат. Однако в целом он рад, что единороссы идут не по пути ужесточения Правил для водителей, а пытаются навести порядок на дорогах. «Если мой проект в Думе не пройдет, то свой-то единороссы примут. Так что есть надежда, что хоть частично ситуация исправится».

Проект закона «О дорожном движении» может быть внесен в Госдуму не раньше 2008 года. «Газета.Ru» будет следить за развитием событий.