|

ГИБДД провалила экзамен


По требованию Генеральной прокуратуры ГИБДД отозвала собственную методику экзаменации водителей, предусматривающую автоматизацию процесса. В методике, по словам экспертов, были «спорные моменты», но отозвали ее по формальному поводу.

ГИБДД России разослала по подразделениям официальное письмо об отзыве «Методики проведения квалификационных экзаменов» на водительские права. Это сделано по требованию Генпрокуратуры. Таким образом, безрезультатно закончилась попытка Госавтоинспекции модернизировать систему обучения и экзаменации водителей. Ранее, в конце ноября, Федеральная антимонопольная служба «завернула» требования к автошколам, предусматривавшие целый ряд технических нововведений.

О том, что систему подготовки водителей и приема экзаменов надо менять, руководители государства говорят уже не первый год. Еще в 2005 году Владимир Путин назвал процесс получения прав «поставленным на коммерческий поток» и поручил ГИБДД усовершенствовать его. Однако в 2009 году его преемнику Дмитрию Медведеву снова пришлось обратить внимание на «дефицит квалифицированных преподавателей, слабое техническое оснащение автошкол, недобросовестный подход к экзаменам и отсутствие какой-либо ответственности за подготовку выпускников». Ознакомившись со статистикой, по которой более трети нарушений совершаются водителями, недавно получившими права, президент осенью прошлого года поручил МВД и Минобрнауки «готовить предложения по внедрению современных методик, для того чтобы экзамены на вождение были более точными».

В 2009 году 17% водителей в анонимных опросах признавались, что свои права просто купили.

Выполняя поручения Путина и Медведева, ГИБДД в 2008-2009 годах подготовила новые требования к автошколам и новую методику приема экзаменов для собственных работников. Однако, как рассказал «Газете.Ru» руководитель автошколы «Эх, прокачу» Олег Уранцев, принимавший участие в обсуждении новых норм, выработанная госструктурой система требований для большинства автошкол оказалась невыполнима.

По его словам, они подразумевали лицензирование только тех автошкол, у которых в наличии окажется автодром «с перекрестком, железнодорожным переездом и светофором». Кроме того, площадки предполагалось оборудовать «системами автоматической фиксации экзаменационного процесса с помощью записывающего оборудования», к записям которых должна была иметь доступ ГИБДД. И, наконец, требовалось применять устройство «Психокомплекс» для контроля психического состояния будущего водителя. «Эти требования включали в себя «коррупционно опасные» моменты, фактически рассчитанные на узкий круг компаний. Мы обратились в Федеральную антимонопольную службу, которая потребовала отменить их. В ноябре 2009 года новые требования к автошколам были отменены - но, к сожалению, вместе с упомянутыми спорными пунктами были отменены и разумные, устраняющие недостатки в современном процессе обучения водителей».

Правда, после отмены требований к школам «автоматические автодромы» и «системы видеоконтроля» остались в методике приема экзаменов, которой должна была руководствоваться сама ГИБДД. Эта методика была принята автоинспекцией летом и должна была вступить в силу повсеместно в 2011 году. При этом в отдельных регионах, располагающих подходящей технической базой, новые экзамены разрешалось вводить досрочно.

Те же автошколы, опасаясь, что их просто пытаются заставить перейти на автоматизированные автодромы другим способом, обратились в Генпрокуратуру с просьбой начать проверку экзаменационной методики.

Генпрокуратура не стала углубляться в нюансы и просто констатировала, что «Методика», по сути, является «нормативным правовым актом», который ГИБДД самостоятельно принимать не может. А должна сначала зарегистрировать в Минюсте, получить правительственное одобрение и так далее.

Как пояснили «Газете.Ru» в прокуратуре, уже в середине января методика руководителем ГИБДД Кирьяновым была отозвана. Впрочем, в самой Госавтоинспекции по-прежнему затрудняются комментировать сложившуюся ситуацию. Официальный ответ о дальнейшей судьбе методики получить также не удалось.

Сейчас, по словам Олега Уранцева, в области подготовки и экзаменации водителей есть неразбериха: «Мы обучаем по правилам, разработанным в 2009 году совместно с Минобрнауки. А ГИБДД принимает экзамены по своим чуть ли не от 2000 года. В итоге возникает масса противоречий. К примеру, для обучения на категории DE у нас имеется автобус с прицепом, мы можем обучать только на нем. А ГИБДД, в свою очередь, может принимать экзамены только на автобусе с «гармошкой». И таких нюансов сейчас масса. Поэтому когда накопится критическая масса недовольных, попавших в тупик, руководству автоинспекции так или иначе придется состыковывать нормативы. Нам остается только ждать», - констатирует эксперт.

2024  Автоклуб любителей BMW