|

Техосмотр теряет контроль

Реформа техосмотра может обернуться провалом

Техосмотр теряет контрольРеформа техосмотра может обернуться провалом
  • Комментарии
  • Текст
  • - 20.12.11 20:23 -

    ТЕКСТ:Евгений Шипилов

    ФОТО: РИА «Новости»

    Реформа техосмотра может обернуться провалом

    Реформа техосмотра может обернуться провалом

    Реформа техосмотра, новый порядок проведения которого вступает в силу 1 января 2012 года, привела к панике среди участников рынка. Техцентры жалуются на отсутствие талонов и не поймут, как проводить инструментальный контроль по новым правилам. Чиновники признаются: будет тяжело. Операторы опасаются, что из-за отсутствия контроля со стороны государства начнется массовая подделка талонов, а автовладельцы вовсе перестанут проходить техосмотр.

    Во вторник Российский союз автостраховщиков (РСА) провел итоговую конференцию, на которой чиновники вместе с представителями бизнеса обсудили новый порядок проведения техосмотра, вступающий в силу 1 января 2012 года. Всего за полгода шесть ведомств утвердили 22 подзаконных акта, которыми регламентируются правила проведения инструментального контроля. Еще несколько документов планируется принять до конца года.

    Согласно новым правилам, техосмотр можно будет пройти у операторов, аккредитованных Российским союзом автостраховщиков (РСА). В качестве оператора будут выступать получившие в РСА аккредитацию техцентры, автосервисы или дилеры, у которых есть необходимое оборудование для проведения диагностики и хотя бы один технический эксперт. Именно техник и будет принимать решение о выдачи талона ТО.

    Глава РСА Павел Бунин заявил, что аккредитацию уже получили 1836 операторов. Еще около 1200 операторов должны подать заявки в ближайшее время. Из 83 субъектов от 14 в РСА не поступило еще ни одной заявки.

    Там продолжат работу существующие пункты государственного техосмотра, где выдачу талонов по-прежнему будут осуществлять сотрудники ГИБДД. Всего гаишники продолжат присутствовать на пунктах ТО в 22 субъектах и не уйдут полностью из системы до 2014 года.

    Между тем представители бизнеса пока не представляют, как будут проводить ТО с начала будущего года. Больше всего вопросов у участников рынка к новым правилам проведения ТО.

    Например, непонятно, как выявлять соответствие нормам уровня шума выпускной системы автомобилей во время инструментального контроля.

    «Никто не знает, как работать с шумомерами и как оборудовать площадку, - говорит один из бизнесменов. - Ни у кого нет таких площадок - ни площади, ни акустического открытого пространства. Непонятно, как с этой глупостью работать». Присутствовавшие на конференции чиновники внятных разъяснений дать не смогли.

    В ГИБДД, из ведомства которой забрали техосмотр, признались, что первый месяц нового года будет тяжелым как для операторов ТО, так и для автомобилистов. «Закон и организация пока новые, поэтому возникает много вопросов: притирка программы, передачи данных, оформления страховых полисов по данным техосмотра», - предупреждает первый замначальника ГИБДД России Владимир Швецов.

    В ряде регионов уже не хватает бланков техосмотра (переход на электронную форму, о которой много говорилось ранее, откладывается на неопределенный срок).

    Например, в Северной Осетии и Ставрополье их нет вовсе. Кроме того, с нового года операторы должны будут закупать их у «Гознака», тогда как сейчас бланки им выдает ГИБДД. Число бланков на одного частника будет выделяться в зависимости от мощностей техцентра - то есть сколько оператор может проверить автомобилей на своей площадке за год. РСА сверяет эти данные с информацией, которую берет в ГИБДД. Однако операторы утверждают, что у гаишников информация устаревшая, а диагностировать могут уже большее количество автомобилей. Как разрешить этот вопрос, в РСА пока ответить не смогли.

    Новые представители в этой сфере услуг, автосервисы и автосалоны, считают, что техцентры ратуют за большее количество бланков, потому что проводить техосмотр, по сути, будут формально. По их мнению, провести качественный техосмотр автомобиля за 30 минут, как того требуют новые правила, невозможно. Однако в автосервисах считают, что смогут и вовсе постепенно выдавить с рынка техцентры, специализирующиеся только на ТО, так как смогут сразу ремонтировать машину автовладельца и за счет этого предлагать клиенту скидку на сам техосмотр.

    Впрочем, до сих пор неясно, сколько в итоге будет стоить ТО в каждом регионе. Федеральная служба по тарифам подготовила методику расчета, однако, как ею пользоваться, никто пока не знает. Заявленный представитель ведомства на конференцию не пришел. Замдиректора департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Евгений Ковтун предположил, что стоимость техосмотра останется на уровне существующей. Так, в Москве пройти ТО можно будет за 699 рублей, считает чиновник. Хотя ранее он же говорил в интервью «Газете.Ru» о сумме вдвое большей - 1100 рублей.

    Отметка о том, что автовладелец прошел ТО, будет ставиться в полисе ОСАГО. Таким образом, без фактического прохождения ТО купить полис автогражданки будет невозможно.

    В связи с этим владельцы пунктов инструментального контроля уже договариваются со страховыми компаниями, которые будут устанавливать пункты продажи полисов ОСАГО рядом с пунктом ТО, признались «Газете.Ru» операторы ТО - «За откат».

    После осмотра автомобиля каждый оператор должен будет направить сведения в Единую информационную систему - это специальная электронная база, которая будет аккумулировать все сведения о результатах техосмотра. Кто будет курировать эту систему - также пока неясно. «Что касается единой базы, кто ее будет контролировать - пока непонятно, этот вопрос мы возьмем на заметку и, возможно, сами им займемся», - признался чиновник из ГИБДД Владимир Швецов.

    При этом сведения о прохождении автовладельцем процедуры техосмотра операторы должны направлять в течение суток. За непредоставление данных вводится штраф: от трех до пяти тыс. рублей для должностных лиц и от 30 до 50 тыс. рублей для юридических. «Не представляю, как это будет происходить, - заявил в беседе с «Газетой.Ru» один из операторов ТО. - Контроля со стороны государства нет, и сейчас могут появиться на рынке поддельные бланки и люди вообще перестанут проходить техосмотр. Если раньше хоть как-то МВД вело учет, то сейчас обратный порядок: сначала техосмотр, потом постановка на учет. То есть база по техосмотру никак не проверяется». С нового года гаишники перестанут требовать у водителей талоны ТО и будут проверять только наличие действующего полиса ОСАГО.

    2018  Автоклуб любителей BMW