Сухой закон повысил статистику аварийности

Категория: ГАИ
За четыре месяца этого года число ДТП с участием пьяных водителей выросла 15%

ГИБДД проанализировала статистику ДТП, которые совершают водители в состоянии алкогольного опьянения. Рост аварийности по вине нетрезвых растет последние два года - как раз после отмены допустимой нормы алкоголя в крови водителей; до этого наблюдалась тенденция снижения количества таких ДТП. Всего за прошлый год гаишники выявили почти полмиллиона водителей, у которых приборы фиксировали алкоголь. 85% водителей в итоге лишили прав.

ИНФОГРАФИКА
Статистика пьянства за рулём

ГИБДД опубликовала анализ аварийности, связанной с управлением автомобилем в пьяном виде. Ведомство приводит данные, согласно которым число подобных нарушений растет. Причем такая тенденция наметилась в 2010 году, когда водителям по инициативе президента Дмитрия Медведева законодательно запретили садиться за руль с любым содержанием алкоголя в крови.

По данным ГИБДД, в прошлом году в России произошло 12 252 ДТП с участием пьяных водителей, что на 3,4% больше, чем в 2010-м. Число жертв в таких авариях возросло с 1954 до 2103 человек. С января по апрель 2012-го число «пьяных» ДТП выросло ещё на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, число погибших в этих авариях оказалось меньше на 11,4%.

Примечательно, что с 2007-го по 2010 год число ДТП с участием пьяных неуклонно снижалось. Если в 2007-м таких случаев было 15 593, то в 2010-м уже 11 845. При этом тенденция наметилась в 2008 году, когда в России водителям законодательно разрешили садиться за руль с уровнем алкоголя в крови до 0,3 промилле.

Нефтяники просят Госдуму разрешить продавать алкоголь на автозаправках
Российский топливный союз (РТС) просит Госдуму и чиновников правительства разрешить снова продавать в магазинах при автозаправках алкогольную продукцию, заявил глава РТС Евгений Аркуша. Об этом сообщает...

«После того как промилле были обнулены, естественно, что количество ДТП, в которых участвуют так называемые пьяные водители, выросло, - пояснил «Газете.Ru» депутат Вячеслав Лысаков, возглавляющий рабочую группу по анализу ситуации аварийности по вине нетрезвых. - Теперь за опьянение принято любое количество алкоголя в крови, даже сотые доли промилле. С точки зрения науки нарушения в центральной нервной системе начинаются с 0,8 промилле. Поэтому последствия могут быть при 0,8 промилле и более. При сотых долях промилле, когда физиологически и клинически трезв, водителя всё равно вписывают в группу виновников ДТП, находящихся в состоянии опьянения. Это абсурд. Поэтому динамика роста аварийности по вине нетрезвых наверняка появилась после обнуления промилле».
Тенденция роста отмечается и в ДТП с участием водителей, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования. С 2007-го по 2011-й число таких аварий выросло в 1,8 раза, а число погибших в них - в 3 раза. В полтора раза за пять лет увеличилось число ДТП с участием пьяных водителей, которые ранее были лишены прав. Число жертв этих аварий возросло почти вдвое. В текущем году обе категории нарушений также имеют тенденцию к росту. «Рост отказа от прохождения медосвидетельствования связан с тем, что люди знают, что любое количество, найденное в крови, будет вменено в вину и послужит причиной лишения удостоверения. Поэтому люди просто не идут на трату времени и нервов», - рассуждает депутат Лысаков.

В 2011 году сотрудники ГИБДД возбудили 423,5 тысячи дел об административных правонарушениях, связанных с управлением автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Из них 356,6 тысяч лиши итоге водительских прав (85,1%)

Это на 1,9% меньше, чем в 2010-м. Решение о лишении прав было принято в отношении 356,6 тысяч водителей (-2,1%). За первые четыре месяца этого года ситуация кардинально изменилась, и количество выявленных нарушений увеличилось на 2,5%. Точно такая же тенденция наблюдается и по другим категориям нарушений: вождение автомобиля в пьяном виде водителями без прав управления, отказ водителя от прохождения медицинского освидетельствования. «В целом доля административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством водителем с признаком опьянения, составляет примерно 2% от общего количества», - говорится в публикации ГИБДД.

В общей сложности с начала 2011 года в ГИБДД выявили 22 540 водителей, которые садились за руль в пьяном виде или отказывались от освидетельствования неоднократно. Из них 18 912 человек были неоднократно лишены водительских прав, а 3628 подвергнуты административному аресту. В среднем срок административного ареста для данной категории нарушителей составляет 6,2 суток.

Стоит отметить, что отмена в августе 2010 года допустимой нормы алкоголя за рулем вызвало немала нареканий как со стороны автомобилистов, так и со стороны экспертов. В частности, водители отмечали, что нововведение стало дополнительным источником коррупции среди инспекторов ГИБДД. В самой Госавтоинспекции признают, что проблема есть и зачастую прав приходится лишать водителей, которые употребили безалкогольные напитки брожения (квас, кефир) или некоторые лекарства. В апреле этого года в Госдуме состоялась заседание рабочей группы, посвященное возможному возвращению допустимой нормы алкоголя. Депутаты и врачи-наркологи пришли к выводу, что такую норму нужно вернуть на уровне 0,2-0,3 промилле. Глава рабочей группы Вячеслав Лысаков обещал подготовить соответствующий проект поправок в КоАП.

Впрочем перспективы этой инициативы пока выглядят туманными. Премьер-министр Дмитрий Медведев, в 2010-м предложивший отменить допустимую норму алкоголя, в мае этого года высказался против возвращения к старым правилам.

«Если говорить про ноль промилле, я считаю, что это правильное решение. Наша страна не созрела до того, чтобы разрешать потребление алкогольных напитков за рулем. Пусть на меня автомобилисты обижаются, но я считаю, что этого делать в наших условиях пока нельзя», - заявил Медведев в интервью федеральным каналам, отметив, что это «абсолютно оправданная в наших условиях тема».

Приводят в ГИБДД и общую статистику правонарушений, выявленных при оформлении ДТП. Самым распространенным нарушением в 2011 году стало несоответствие скорости конкретным условиям (29,8%). Несоблюдение очередности проезда стало причиной 16,1% нарушений. Далее в списке идут отсутствие прав (8,8%), неправильный выбор дистанции (8,7%) и нарушение правил проезда пешеходного перехода (8%). Езда в пьяном виде составила 7,2% от общего числа правонарушений. Статистика за первые четыре месяца 2012 года показывает идентичную картину.