|

Спиртосодержащее топливо: Переходим на алкоголь

В развитых странах топливо с биоэтанолом уже норма. Десяток наших компаний тоже продает на своих АЗС бензин с содержанием биоэтанола свыше 30%. А с 2014 года спирта в обычном бензине будет не менее 5% его объема. Попробуем разобраться в "спиртовых настойках" топливного рынка.

В развитых странах топливо с биоэтанолом уже норма. Десяток наших компаний тоже продает на своих АЗС бензин с содержанием биоэтанола свыше 30%.

В 2012 году в СМИ появилась информация о том, что с 2014 года все АЗС будут обязаны торговать бензином с 5-процентным содержанием спирта. В то же время стали массово появляться заправки, где клиентам предлагают "альтернативный бензин" с содержанием спирта 30 - 85%. Однако при общем "спиртовом" знаменателе эти темы все же разные - первая связана с улучшением экологии, а вторая - со снижением зависимости страны от импорта энергоносителей путем "вовлечения" в топливо большего объема биокомпонентов.

За экологию!

До нынешнего года содержание этанола (биоэтанола) в бензине допускалось в количестве не более 5%. Это был больше технический допуск - так, на всякий случай. Однако в 2012-м Верховная Рада приняла Закон Украины № 4970-VI от 19.06.2012 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и потребления моторных топлив с содержанием биокомпонентов". Фактически, речь идет о замене более вредных октаноповышающих присадок, таких как метил-трет-бутиловый эфир, экологически более безопасными присадками на основе биоэтанола и производных эфиров. Так, согласно принятому Закону, с этого года в продаваемом на территории страны бензине рекомендуется содержание биоэтанола не менее 5% объема. А с 2014 по 2015 год наличие биоэтанола в бензине станет обязательным в объеме не менее 5%. Как это будет стыковаться с существующими стандартами, непонятно. Сегодня топливо, которое на заправках продается под названием "А-95 Евро", должно соответствовать ГОСТу 4839:2007 "Бензины автомобильные повышенного качества. Технические условия" - Евро 4 или Евро 5. В этом стандарте допускается содержание этанола (биоэтанола) в бензине в объеме не более 5%. А упомянутый выше Закон Украины обязывает АЗС со следующего года торговать бензином с содержанием спирта не менее 5%. То есть, если ничего не изменится, от топ­-ливных компаний потребуется ювелирная точность в дозировании спирта - не больше и не меньше 5%.

Но с 2016 года обязательное содержание биоэтанола в бензине вновь увеличится - минимальная доза спирта составит 7%. И здесь с ГОСТом 4839:2007 нестыковка: больше 5% спирта - закон нарушен, меньше 7% - тоже нарушен. По слухам, сегодня закон активно дорабатывается, и такие проблемы должны быть решены.

Заметим, что биоэтанол, который добавляется в бензин, должен быть отечественного производства. То есть импортировать в Украину готовый продукт с 5 - 7% спирта нефтетрейдеры не смогут. Кстати, в странах Евросоюза добавление 5% спирта в бензин (но не более) - нормальная практика.

Десяток наших компаний тоже продает на своих АЗС бензин с содержанием биоэтанола свыше 30%. А с 2014 года спирта в обычном бензине будет не менее 5% его объема.

Десяток наших компаний тоже продает на своих АЗС бензин с содержанием биоэтанола свыше 30%. А с 2014 года спирта в обычном бензине будет не менее 5% его объема.

За независимость!

Сегодня в Украине несколько крупных региональных сетей предлагает автомобилистам не только стандартный бензин, но и альтернативный. Один литр такого топлива на АЗС приблизительно на 1 - 1,5 грн. дешевле обычного бензина. Напомним, государство дало подобному горючему "зеленый свет" для снижения зависимости от импорта энергоносителей. Биоэтанол (а именно его добавляют в бензин) производится на отечественных заводах, а получаемое из него топливо не облагается налогом. Отсюда и такая цена. Кстати, альтернативное горючее активно продается на Западе и в странах Америки. Правда, там есть автомобили, рассчитанные на использование спиртового бензина. У нас же такие машины не продаются, а культура рынка спиртосодержащего горючего очень низкая.

Так, в Украине уже 10 предприятий официально зарегистрировали ТУ на спиртосодержащие топлива. Их продукция продается на отечественных АЗС под разными наименованиями. Попробуем вчитаться в эти названия - Gepard95, Innovative E95, А95Е Premium+, EXTRA Аб-95 е40, EXTRA Аб-92 е40, EXTRA Аб-95 е40, Турбо-А92е40, Элит 95 Супер- А-92е40 и т. д. Разобраться в них рядовому автомобилисту непросто. К примеру, в Европе и в мире спиртосодержащие нефтепродукты маркируются в зависимости от объемного содержания спирта - Е5, Е10, Е85 и т. д., где "Е" - от английского слова ethanol, а цифры - объемная доля спирта в процентах. Вроде бы понятно. Но у нас все иначе, и процентную долю спирта в маркировке топлива найти сложно. Проанализируем некоторые названия альтернативного топлива в нашей стране. К примеру, "А95Е Premium+", реализуемое в сети АЗС "БРСМ". Судя по маркировке "Е", оно содержит этанол или биоэтанол. Однако его процент не указан. Для выяснения отправляемся на заправку, где в документах находим цифру 31% спирта. Другой топливный игрок - сеть АЗС "КЛО" на некоторых заправках предлагает клиентам топливо "Innovative E95". В нем содержится 30 - 40% спирта, но об этом сказано только в рекламной листовке. В другой небольшой сети АЗС - "XADO" (Харьковская область) предлагают топливо EXTRA Аб-95 е40. Судя по маркировке "е" и сопроводительным цифрам, содержание спирта в нем составляет 40%. На ряде АЗС Киевской и Донецкой областей продается Gepard95. Как понять, что это альтернативное топливо, - неизвестно. Мало того, на сайте компании также нет информации о содержании в нем спирта. И только если поискать, можно наткнуться на сертификат соответствия, в котором сказано, что это альтернативное горючее. И опять же, нет ни слова о количестве спирта. По нашим данным, в нем содержится 30% биоэтанола. Итак, мы рассмотрели лишь несколько примеров названий альтернативного топлива. Сегодня никто не обязывает топливников придерживаться европейских правил при выборе наименований для бензинов, в которых содержится спирт. В Украине не существует стандартов, регламентирующих этот вопрос.

За справедливость

Теперь понятно, что, скорее всего, потребителю от спирта в бензине не отвертеться - хоть 5%, но будет. Хотя, при желании, заправляться альтернативным бензином можно уже сегодня. И люди заправляются и будут заправляться - все-таки экономия до 15 гривен на 10 литрах. А если залить полный бак, это обойдется дешевле на все 70 грн. Вопрос стоимости топлива с добавлением спирта в размере 5% и свыше 30% мы подробнее рассмотрим в следующем номере, узнаем и мнение автопроизводителей о спиртовом бензине. Будет интересно.

ТНК о спирте и его работе

Игорь Федоренко Руководитель управления нефтебаз и логистики компании "Восток"

Спиртосодержащие топлива обладают высокой коррозионной активностью, так как спирт является сильным органическим растворителем и активно разъедает резиновые и пластиковые детали топливной системы. Во избежание этого производители спиртосодержащих топлив вводят в них антикоррозионные присадки.

Из-за высокой растворимости этанола в воде, при попадании незначительных количеств воды в топливо, происходит расслоение смеси и выпадение в осадок водно-спиртовой фазы. Во избежание фазового расслоения производители должны в обязательном порядке добавлять в спиртосодержащее топливо стабилизатор.

Эксплуатация автомобиля на топливе, в котором содержится 10% этилового спирта, приведет к обеднению топливовоздушной смеси и ухудшит эксплуатационные свойства автомобиля практически на всех режимах его работы. Для сгорания одной весовой части спирта требуется 6,5-8,4 весовых частей воздуха, а для сгорания бензина - 15 частей. При работе на спиртовых (смесевых) топливах электронный блок управления двигателем будет принудительно обогащать смесь, что приведет к увеличению расхода топлива на 10-20%. Это происходит, потому что при сгорании этилового спирта, из-за меньшего содержания количества атомов углерода, выделяется в два раза меньше тепла, что приводит к повышенному расходу топлива.

Лукойл о производстве

Дмитрий ФлоринскийДиректор по розничной торговле компании "ЛУКОЙЛ-Украина"

Биоэтанол для автомобильного топлива - это этанол, получаемый в процессе переработки растительного сырья. Большую часть биоэтанола в мире производят из кукурузы и сахарного тростника, но могут использоваться и другие сельскохозяйственные культуры с большим содержанием сахара или крахмала: маниок, картофель, сахарная свекла, ячмень и пр. В технологии используется процесс брожения: с помощью рекомбинантных препаратов (аналог дрожжей) крахмалосодержащее сырье расщепляется до спирта.

Процесс производства топлива с добавлением биоэтанола идентичный производству премиальных брендовых бензинов, в которое добавляются присадки. Смешение возможно осуществить либо в бензовозе (во время налива топлива, фактически вручную), либо автоматическим способом на нефтебазе. Как показывает наш опыт производства брендового топлива, полностью автоматизированный технологический процесс добавления присадок на нефтебазах, контролируемый специальной системой, позволяет быть уверенным в соотношении начального топлива и добавки, а также создавать однородную смесь стабильного качества.

Аналогичным образом - на промышленном уровне - должно происходить смешение топлива с биоэтанолом, так как процент содержания растительного спирта может оказаться критически важным для автомобилиста. Необходимо помнить, что биоэтанол - это нестабильная фракция. Поэтому для производства спиртосодержащего бензина наиболее оправдано применять специальную присадку, в состав которой входит вышеназванная добавка.

Аналитик рынка о нереальности проекта

Сергей Куюн Директор "Консалтинговой группы А-95"

Для меня главным вопросом является, сможем ли мы вообще этот продукт (бензин с 5%-спирта) произвести? Мне кажется, что многие, в том числе и чиновники, несколько упрощенно представляют себе этот достаточно сложный проект. Для его реализации необходимо иметь мощную производственную базу, притом как для получения биоэтанола и эфиров, так и базовых бензинов. Ничего этого сегодня нет, и за год, который остается до указанной в законе даты, создать эти производства не получится при всем желании. Украина потребляет ежегодно порядка 4,5 млн. т бензина, значит, для выполнения программы необходимо до 225 тыс. т биоэтанола. Сегодня его производится в годовом исчислении 60 тыс. т, которые находят применение при производстве альтернативных топлив. То есть суммарная потребность - около 300 тыс. т, а выпуск - впятеро меньше. За год ликвидировать такую нехватку абсолютно нереально.

Чтобы реализовать данную программу необходимо время и большие инвестиции, а они сегодня идут в Украину крайне неохотно. Польша шла к полноценному выпуску бензина с содержание 5% биокомпонетов 10 лет. Стране нужна нормальная спиртовая отрасль, нефтеперерабатывающая, сопутствующая инфраструктура, опыт и технологии. У нас ничего этого нет! Результатом ускоренного внедрения станет потеря качества топлива и поломки автомобилей. Спирт - очень капризное вещество, требующее очень внимательного к себе отношения и высокой технологической культуры.

2024  Автоклуб любителей BMW