Тепло уже пришло, и владельцы авто с кондиционером или климат-контролем думают об их подготовке к интенсивной эксплуатации. Но все ли помнят, что необходимо не только уделить внимание техническим моментам, но и позаботиться о своем здоровье?
Проверить давление хладагента в системе, состояние и натяжение приводного ремня, целостность трубопроводов и радиатора-испарителя - необходимый перечень операций, о которых обычно не забывают специалисты сервиса и владельцы автомобилей. Но, кроме "здоровья" автомобиля, не помешало бы позаботиться и о здоровье его экипажа - ведь именно люди прежде всего страдают от болезнетворных организмов, которые любят селиться в недрах климатической установки. Поэтому кондиционеру (в том числе и являющемуся частью системы климат-контроля) необходима специальная антисептическая обработка, которая уничтожит бактерии и микробы, а в идеальном случае - исключит возможность их повторного появления в ближайшее время.
Откуда опасность
Первым сигналом о появлении такой колонии под вашим торпедо становится не типичный для автомобильного интерьера запах. Он может быть разным - от болотного "аромата" сырости до откровенно неприятного, резкого, наподобие того, что сопровождает старую обувь.
Но по-настоящему вредными для человека могут стать микроорганизмы, которые селятся во влажной "каше" на поверхности испарителя и воздуховодов. Современная медицина выделяет даже особую "кондиционерную" болезнь - легионеллез, вид воспаления легких, вызываемый легионеллами - бактериями, поселившимися в системах кондиционирования. Да и более привычные заболевания дыхательных путей - простуда, бронхит, гайморит, классическая пневмония, а также отит, не менее опасны.
Методы борьбыЕжегодная профилактическая антисептическая обработка поможет избежать таящихся под торпедо опасностей. Есть два пути дезинфекции испарителя и воздуховодов - обычная механическая очистка и очистка путем химической обработки.
Механическая чистка применяется реже, потому что при этом требуется серьезная работа по разборке климатической установки, добраться к которой обычно можно, лишь демонтировав одну из самых сложных сборочных единиц современного авто - торпедо. Такой дорогой вариант будет оправдан только в том случае, если автомобиль не обрабатывался химическими препаратами более трех-пяти лет или если сильно загрязнен радиатор испарителя. Такое бывает при эксплуатации в особо пыльных районах, а также при неисправности или отсутствии фильтра салонного воздуха.
В условиях Украины обычно применяется антисептическая обработка системы охлаждения воздуха при помощи препаратов, убивающих микробы. Специально созданные вещества подают прямо к местам скопления грязи, традиционно служащей пристанищем для бактерий. Высокоэффективный препарат Terosept, примененный по инструкциям его производителя, не только продезинфицирует систему кондиционирования, но и убережет ее в чистоте на ближайшие месяцы - вплоть до одного года.
Для профилактики расселения грибков и плесени специалисты советуют исключать накопление влаги нарадиаторе-испарителе автомобильного кондиционера (климат-контроля). Всего лишь нужно за несколько минут до выключения двигателя отключить кондиционер (кнопкой AC On/Off или подобной), оставив при этом работающим вентилятор климатической установки и выйдя из машины на улицу. Поток теплого воздуха сулицы быстро просушит радиатор от накопившейся за поездку влаги. Вредные микроорганизмы неполучат пристанища для размножения во время стоянки, поскольку им необходима, в первую очередь, некая влажная среда.
Климатическая установка автомобиля может распространять инфекцию круглый год, а не только втеплую пору, когда активно используется кондиционер. Дело в том, что его испаритель включен вобщий контур подачи воздуха в салон, и даже если работает только отопитель, воздух все равно проходит через испаритель кондиционера и все поселившиеся внем возбудители болезней разносятся потоком воздуха по всему салону круглый год. В весеннее время опасность заболеть усугубляется наличием в воздухе аллергенов - пыльцы растений.
Некоторые производители автохимии предоставляют возможность вместе с антисептической обработкой охладителя воздуха освежить атмосферу салона в целом. Устоявшиеся запахи табака, влаги, пластика, старых отделочных материалов можно убрать, дезодорировав интерьер новым ароматом. Так, спрей-очиститель Loctite Hygiene Spray, помимо основной задачи - очистки радиатора охладителя, ликвидирует запах табака, даже если он "впитался" в обшивку автомобиля. Вместо этого в салоне надолго остается аромат ментола и эвкалиптового дерева. Для ароматизации можно применить и новый очиститель Теросепт с ароматом лимона.
Новым автомобилям антибактериальная обработка системы охлаждения воздуха не требуется, поскольку все ее компоненты чистые. Она целесообразна для машин после первого года эксплуатации, в воздуховодах и на испарителе климатической установки которых уже накопилось достаточно много пыли и грязи. Повторять обработку климатических установок неновых машин рекомендуется ежегодно, даже если включение вентилятора климатической установки несопровождается появлением посторонних запахов.
На СТО