В конце ноября мы отправились в Испанию - здесь среди живописных гор Андалусии прошла презентация магистральных тягачей DAF XF стандарта Евро 6. Автомобили удалось проверить на ходу, и они нас приятно удивили.
Нужно сказать, что компания DAF Trucks как никакая другая хранила тайну появления нового магистрального грузовика. На автосалоне в Ганновере IAA-2012 дебют машины XF действительно стал сенсацией: автомобиль не только получил двигатель Евро 6, но и кардинально преобразился снаружи и внутри.
При наружном осмотре машины обращает на себя внимание новая решетка радиатора с алюминиевыми вставками. Благодаря увеличенной площади она на 30% повысила приток воздуха для охлаждения двигателя. Над решеткой появился широкий алюминиевый молдинг с эмблемой DAF.
Другое важно отличие - блок фары обтекаемой формы, покрытые высокопрочным лексановым стеклом. Впервые в классе грузовиков они могут оснащаться светодиодными фонарями головного света. Кроме того, стандартно устанавливаются дневные огни, также выполненные по LED-технологии. Блок-фары установлены в новый по форме бампер, изготовленный из стали.
Посадку-высадку облегчают новые по конструкции ступеньки. Высота пола увеличилась всего на 3 см и теперь составляет 1,43 м - неплохой результат, учитывая возросший размер радиатора.
Кабина поражает своей просторностью. Так, в исполнении Super Space Cab внутренняя ее высота составляет 2,25 м. А по полезному объему - 12,6 кубометра - ей нет равных в классе. Впечатляет и суммарный объем вещевых отсеков в этой кабине, доходящий до 1000 л. Чего только стоят три огромных шкафчика над ветровым стеклом, в одном из которых можно свободно разместить микроволновку!
Появились новые кресла на пневмо­-подвеске. Спинка теперь разделена на две части по горизонтали, а верхняя дополнительно отклоняется, что обеспечивает более удобную посадку. За доплату сиденья можно оснастить двухступенчатой системой вентиляции и обогрева.
Преобразились и органы управления. Руль оформлен по-новому с помощью алюминиевых вставок. Кроме того, удобно, что кнопки управления круиз-контролем, в том числе и адаптивным, расположены на правой спице, а радиоприемником и телефоном - на левой. Обновился и щиток приборов. Циферблаты теперь обрамлены алюминиевыми кромками, а между ними появился 5-дюймовый цветной TFT-дисплей борткомпьютера, выдающий информацию на 32 языках, включая русский. Модернизировано и управление системой вентиляции и отопления.
Грузовики DAF XF оснащены новым, 12,9-литровым турбодизелем MX cтандарта Евро 6, поставляемым в трех вариантах мощности: 410, 460 и 510 л. с. Они выдают высокий максимальный крутящий момент 2000 - 2500 Нм, достигаемый в широком диапазоне оборотов: от 1000 до 1425 в минуту.
В двигателе применена передовая системы впрыска Common Rail с давлением в 2500 бар, которая разбивает впрыск на три этапа: предварительный, основной и заключительный. Это улучшает процесс сгорания. В результате мотор потреб­-ляет столько же топлива, сколько и его и предшественник - стандарта Евро 5.
Свою лепту в повышение эффективности работы мотора вносит турбокомпрессор с изменяемой геометрией - VTG. Он позволяет оптимизировать работу системы рециркуляции отработавших газов EGR, особенно на низких оборотах, что также улучшает экономичность.
одернизированный турбокомпрессор повысил эффективность работы моторного тормоза MX Engine Brake: теперь более 75% полной мощности 360 кВт достигается уже на более низких оборотах - 1500 об/мин.
Добиться экологических норм Евро 6 помогает система очистки выхлопных газов SCR-AdBlue, а также активный сажевый фильтр. Межсервисный интервал удалось увеличить до 150 тыс. км. Впечатляет и заявленный моторесурс - 1,6 млн. км.
Специально для установки радиатора повышенного размера, необходимого для двигателя Евро 6, грузовик получил новую раму с U-образной передней частью.
Стандартно с двигателем устанавливается механическая 12-ступенчатая коробка передач с системой переключения Servoshift. Для тяжелых условий эксплуатации предусмотрен 16-ступенчатый вариант. За доплату предлагается и автоматическая, 12-ступенчатая трансмиссия AS-Tronic с возможностью ручного управления.
На ходуДля тест-драйва было подготовлено восемь автомобилей. Все они - седельные тягачи 4х2 с груженными под завязку полуприцепами различных типов. Машины были с моторами в 460 и 510 л. с. Учитывая горную местность, 410-сильный агрегат решили не выставлять. Большинство машин было оборудовано автоматической коробкой передач, и лишь одна - "механикой". Журналисты также смогли оценить два варианта кабины: со средней и высокой крышей - Space Cab и Super Space Сab.
Итак, садимся за руль и отправляемся в путь. Маршрут длиной 45 километров пролегал по живописным и очень качественным горным дорогам Андалусии. Сразу обратила на себя внимание прекрасная шумоизоляция: двигатель практически не слышен.
Мотор уверенно тянет с 1000 оборотов в минуту. Автоматическая коробка AS-Tronic работает быстро, без толчков. Приятно отметить новую ее функцию - EcoRoll: при движении на небольших спусках коробка передач переключается на "нейтраль", что позволяет сэкономить до 1% топлива. А на подъемах помогает функция Fast Shift, которая позволяет "автомату" переключаться с 12-й передачи на 11-ю и обратно за более кроткое время - без использования сцепления. Это тоже уменьшает расход топлива.
Хорошо проявил себя на затяжных спусках новый трансмиссионный тормоз Intarder 3 мощностью 500 кВт. Он трехступенчатый, и управление им вынесено на правый подрулевой переключатель. В свою очередь, моторный тормоз (MX Engine Brake) приводится в действие педалью с левой стороны.
Теперь об управляемости. Руль впечатляет высокой информативностью, что помогает точно держать направление движения - практически без подруливания. Оказывается, для машины XF разработана новая геометрия рулевого управления. Кроме того, рулевой механизм объединен в один блок с подвеской передней оси и кабины, что позволило убрать его входной вал и тем самым снизить вес.
На ходу также сразу замечаешь отменную плавность хода автомобиля. Так, кабина получила новую подвеску (на тестовых машинах она была пневматической) и иной стабилизатор. В результате раскачка сведена к минимуму. На тягаче применена полностью новая передняя подвеска колес - на длинных (1,75 м) параболических рессорах, ширина которых увеличена с 80 до 90 мм. Предусмотрена и установка пневматической подвески. Автомобиль также оснащен задней пневмоподвеской Stabilink со встроенным стабилизатором поперечной устойчивости, которая входит в стандартную комплектацию.
Особо отметим удобный педальный узел. Педаль газа благодаря новой электронной системе теперь более точная. Порадовала информативностью и педаль тормоза, ставшая подвесной. Кроме того, выделим отличную обзорность, обеспечиваемую новыми по форме боковыми зеркалами.
Подводя итоги, скажем, что новый тягач DAF XF - это автомобиль нового размера по части экономичности, комфортабельности и безопасности.
Система помощи водителю Driver Performance Assistance показывает в процентах, какую часть времени общего дневного пробега водитель применял моторный тормоз и как часто пользовался педалью газа. По итогам выставляется общая оценка (верхняя строчка). Внизу показан и средний расход топлива. А при ручном переключении КП, если обороты двигателя выходят за пределы зеленой зоны тахометра, срабатывает система подсказки: на циферблате появляется значок рычага со стрелочкой вниз или вверх (на фото справа).