Особенности подбора и монтажа газобаллонного оборудования для ЗАЗ/Daewoo Lanos
Если cобрать всю украинскую статистику установки газобаллонного оборудования на разные марки и модели авто, то Lanos, наверное, будет в числе наиболее массовых моделей, оснащенных ГБО. Сначала на это авто устанавливали ГБО 3-го поколения, а сейчас в основном только 4-го. Казалось бы, проблем с подбором, установкой и настройкой данного ГБО уже не должно быть. Но не тут-то было! От владельцев Lanos не раз приходилось слышать, что для того, чтобы довести до ума установленное оборудование, приходилось ездить то к одним, то к другим "газовщикам". Есть среди владельцев Lanos и такие, кто вообще не знает, что ГБО у него работает неправильно (из-за неверной комплектации ГБО и регулировки), а некоторые уже решают проблемы, возникшие из-за неквалифицированной установки данного оборудования.
Эта модель выпускалась в основном без системы обратной связи, то есть без лямбда-зонда. Также она имеет устаревшую систему попарно-параллельного впрыска топлива, в которой горючее впрыскивается одновременно в зону впускных клапанов двух цилиндров. Из-за этого в одном случае бензин сразу поступает в цилиндр, а в другом - смесь на какое-то время задерживается в зоне впускного клапана. Через один оборот коленвала уже открывается впускной клапан другого цилиндра, а топливо в этот момент опять-таки впрыскивается двумя форсунками. Из этого следует, что порция горючего на каждый цилиндр делится на две части, т. е. они получаются очень маленькими (бензиновые форсунки открываются всего на 1,5-1,7 миллисекунды). Если эти две конструктивные особенности при подборе ГБО и его настройке не учесть, будет обеспечен либо перерасход газа (обогащена смесь), либо постоянное срабатывание индикатора Chеck Engine (при его наличии) на щитке приборов из-за отсутствия воспламенений в цилиндрах - часто из-за переобедненной смеси).
Для нормальной работы газобаллонного оборудования на Daewoo Lanos, впрочем, как и на Daewoo Nexia, требуется использование высокоскоростных и высокопроизводительных форсунок, которые успевают за короткий промежуток времени впрыскивать требуемые порции газа. Кроме того, при отсутствии у Lanos лямбда-зонда необходима настройка ГБО с применением газоанализатора. Точнее это делают те, у кого есть диагностический прибор, который позволяет анализировать состав выхлопа в движении, чтобы настроить нормальную подачу газа на разных нагрузках. Хотя это можно сделать и на стоящем автомобиле, что под силу только высококлассным специалистам, но таких в Украине в этом сегменте авосервиса не так уж много.
Для данных моделей компания "Мотор-газ" с недавних пор рекомендует новые форсунки Barracuda (см. "АЦ" № 49&rsquo-2012), которые, как и корейские Hana, отличаются высокой точностью и, по утверждению директора компании "Мотор-газ" Романа Матвеева, достаточно надежны и устойчивы к загрязнению. Они выпускаются польским производителем ALEX. Конструктивно и по техническим характеристикам эти форсунки схожи с корейскими изделиями Hana, но изготавливаются в одном варианте, а для адаптации под двигатели разной мощности требуется согласно инструкции сделать в распылителе отверстие необходимого диаметра. Важно то, что в процессе эксплуатации форсунки Barracuda не нуждаются в калибровке.
С форсунками определились, но есть и другие узлы. Они должны быть недорогими и проверенными, поэтому от китайских лучше отказаться. Этим требованиям отвечает набор из литовского блока управления Tamona, итальянского редуктора Tomasetto (Tomasetto Achille Spa) Alaska AT-09, торроидальный газовый баллон и мультиклапан Tomasetto с электроклапанном. ЭБУ Tamona выпускаются в Литве, которая еще в советские времена специализировалась на производстве электроники. Выбранный блок управления (Tamona TG-Stream) - одна из последних разработок литовского производителя. Этот ЭБУ, по информации Романа Матвеева, благодаря инновационным решениям при его проектировании и множеству дополнительных функций отличается надежностью, безотказностью и простотой настройки. Мощный процессор и проверенный алгоритм работы гарантируют высокое быстродействие электроники ГБО, чем обеспечивается точность дозировки газа и, как следствие, умеренный его расход.
Еще один важный элемент ГБО - газовый редуктор. Для 1,5-литрового двигателя Lanos мощностью 86 л. с. наиболее оптимальным оказалось итальянское изделие известного бренда Tomasetto (Tomasetto Achille Spa) - модель Alaska AT-09 (соответствует требованиям евростандарта ECE 67R-01). Это одноступенчатый редуктор со встроенным фильтром очистки газа и электромагнитным клапаном, рассчитанный на мощность двигателя до 136 л. с. Конструктивно он интересен тем, что имеет систему аварийного клапана, объединенного с системой вакуумного регулирования давления. Чтобы не занимать полезный объем багажника, в качестве бака для газа использовали 42-литровый торроидальный баллон Tugra Makina и мультиклапан Tomasetto. Последний оснащен электроклапаном, поэтому в случае обрыва трубопровода, короткого замыкания и т. д. электроклапан отключит поступление газа в моторный отсек. Данные баллоны отличаются повышенной толщиной стенок, то есть гарантией безопасности.
Еще по теме:
Обновки для ГБО
Украинский рынок газобаллонного оборудования продолжает наполняться комплектующими. В этом номере "Автоцентра" мы расскажем о новинках от компании "Мотор-газ".
В качестве топливопровода для подачи газа применили пластиковую трубку Faro (Италия), которая очень легко гнется, поэтому значительно ускоряет процесс монтажа оборудования. Эта трубка выдерживает давление до 250 бар, не горит и сертифицирована автопроизводителями. Для очистки паровой фракции газа (перед форсунками) применили фильтр Certools. В нем иcпользуется специальный материал - булпрен, который имеет очень большую поверхность контакта с газом, чем обеспечивается эффективная очистка от грязи, масла и других примесей, и не боится агрессивной среды. Заправочный вентиль вывели в нишу заливной горловины бензобака, но ввиду ограниченности места перед заправкой необходимо вкручивать переходник под газовый пистолет.