|

Зимние шины и ABS: Мифы реальность

Можно ли сэкономить, поставив зимние шины только на одну ось автомобиля? Можно ли на машине с ABS "работать" педалью тормоза так, чтобы получить тормозной путь на льду и снегу короче, чем при работе ABS? Действительно ли шипованная шина на асфальте тормозит хуже, чем нешипованная? Что из этого миф, а что реальность, проверим в ходе экспериментов.

Зимние шины

Чтобы ответить на вопросы, мы провели специальные тесты. Для этого закупили несколько комплектов шин для разных условий эксплуатации. Наши подопытные - одной марки, Michelin (летняя Premacy 3 и зимняя шипованная X-Ice North 2), их оперативно удалось найти в одной из интернет-точек розничной продажи. Испытания проводились на дизельном VW Golf на одном из полигонов Заполярья.

Миф 1
Тормозной путь у шипованной шины на асфальте больше, чем у нешипованной!

50:50%

Зимние шины

Для проверки этого мифа мы проанализировали тормозные пути зимних шин разных типов в наших тестах. На имеющихся графиках четко видно, что тормозной путь шипованных покрышек на мокром и сухом асфальте в большинстве случаев меньше, чем у фрикционных скандинавского типа того же производителя. Однако если сравнить шипованные шины с фрикционными европейского типа (для мягких центральноевропейских зим), то здесь в большинстве случаев выигрывают последние. И это закономерно. Ведь европейские зимние покрышки в большей степени предназначены для эксплуатации на асфальте, т. е. на высоких скоростях, а значит, они нуждаются в лучших тормозных характеристиках. Скандинавские в основном ориентированы на лед и снег, поэтому и проигрывают "европейцам" и шипованным шинам на асфальте. Из всего этого следует, что данный миф отчасти является реальностью и зависит от того, какие зимние шины вы сравниваете.

Тормозной путь зимних шин Michelin разных типов

Миф 2
На заднюю ось переднеприводного автомобиля не обязательно ставить зимние шины.

На все 100%

Зимние шины

Данную ситуацию мы проверили в ходе нескольких тестов - торможение на льду и укатанном снегу и управляемость на льду на переднеприводном автомобиле. Так, при установке зимних шипованных покрышек только на переднюю ось тормозной путь на льду увеличивается почти на 4 метра (на 25%), а если спереди оставить летние, а шипованные установить назад, то остановочный путь увеличится более чем в два раза (по сравнению с тем, когда шипованные шины стоят на всех четырех колесах). И это при торможении всего с 25 км/ч до 5 км/ч! В аналогичном эксперименте на снегу, но уже при желании остановиться со скорости 50 км/ч, тормозной путь на задних летних шинах увеличивается более чем на 6 метров, а если "лето" осталось спереди - более чем в два раза (на 34 м). Тесты на управляемость на льду и снегу оказались настоящим экстримом. Автомобиль с летними передними колесами просто не хотел поворачивать, особенно на льду. Единственное, что можно при этом сделать, - еще до начала поворота максимально быстро замедлить авто рабочей, а еще лучше - стояночной тормозной системой (ручником), но очень плавно, не давая ручнику защелкнуться, т. е. при нажатой кнопке рычага. Когда же летние колеса переставили на заднюю ось переднеприводной машины, началось настоящее цирковое представление. На прямике автомобиль едет достаточно уверенно, однако малейшие повороты руля, уклоны и неровности дороги, порывы бокового ветра заставляли его уходить в занос. В повороте машину вообще разворачивало на 180 - 360°-! Причем пытаться стабилизировать авто путем выворота ведущих колес в сторону заноса и подгазовками бесполезно. На обычной дороге не советуем играть в такие опасные игры. "Обувайте" все 4 колеса своего авто в зимние шины, без вариантов!


Миф 3
При плавном торможении до срабатывания АBS тормозной путь нальду короче, поскольку колеса не будут блокироваться.

На все 100%

Зимние шины

Правильность утверждений о том, что человек на льду и снегу может быстрее затормозить, избегая срабатывания антиблокировочной системы тормозов (АБС, ABS), мы проверили в ходе торможений на укатанном снегу и льду. Наш тестовый автомобиль Golf был "обут" в шипованные шины Michelin X-Ice North 2. Как мы ни пытались тормозить плавно, на грани срабатывания ABS, победила электронная система. Водитель-эксперт, который обладает навыками эффективного торможения в разных условиях, в этом бою проиграл ABS! Причем на льду при торможении всего с 25 до 5 км/ч разница в остановочном пути в пользу ABS составила почти 8 м, а на снегу при замедлении с 35 км/ч - около 4 м. Так что на льду и снегу в экстремальной ситуации на машине с ABS тормозите, как говорят, "в пол" на полную силу. А те, у кого нет ABS, знайте: при таком торможении возможны занос и потеря управляемости.
Торможение с ABS и без ее активации

2024  Автоклуб любителей BMW