|

Спецсигналам замаячила уголовка


За незаконное использование спецсигналов могут ввести уголовную ответственность. Правительство поручило ведомствам разработать соответствующий механизм. Борьба с мигалками ведется уже много лет, но до сих пор результатов не принесла.

На комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения правительства РФ в пятницу вновь обсуждалось незаконное использование спецсигналов. По итогам заседания, проходившего под председательством вице-премьера Игоря Шувалова, сообщает пресс-служба правительства России, было принято решение: поручить «соответствующим ведомствам подготовить предложения о введении уголовной ответственности за неправомерное использование спецсигналов и ужесточении законодательства в этой области».

Это далеко не первое предложение по борьбе с мигалками, озвученное представителями власти. Руководство страны и отдельных ведомств борется с ними уже много лет.

Так, в 2002 году глава ГУ ГИБДД России Владимир Федоров лично вышел на Кутузовский проспект в Москве и начал снимать мигалки непонятного происхождения с проходящих машин.

Всего за два дня в ходе спецоперации Федорову с подчиненными удалось изъять в столице 40 мигалок.

Закон, ужесточающий ответственность за «незаконное использование спецсигналов», то есть мигалок и крякалок, был принят Госдумой летом 2005 года. После этого выяснилось, что не существует четкого определения, кто вправе и кто не вправе ездить как захочет. В конце того же года впервые был разработан законопроект, регламентирующий круг доступа к проблесковым маячкам и сигналам. По этому проекту, весьма радикальному, дорожных привилегий должны были лишиться и депутаты, и губернаторы. Принят он не был.

В начале 2006 года аналогичный законопроект внес депутат Виктор Похмелкин, лидер Движения автомобилистов России. Он предлагал разрешить «мигать» и «крякать» только машинам оперативных служб, на которых нанесена цветографическая раскраска, - «скорой помощи», пожарной охране и милиции.

Этот законопроект также не был принят.

Весной того же года законопроект о сокращении числа мигалок внесли депутаты «Единой России». Проект определял, что спецсигналами могут быть оборудованы только оперативные машины, автомобили, перевозящие высших должностных лиц государства, которых охраняет ФСБ, а также транспорт, обслуживающий заместителей председателя правительства РФ, и лиц, к ним приравненных.

Этот проект постигла судьба предыдущих. Но уже через месяц группа депутатов выдвинула очередной вариант «противомигалочного» закона. Согласно ему, ездить с включенной иллюминацией на крыше должны только оперативные машины спецслужб и восемь самых важных лиц государства - президент, руководители правительства, Совета федерации, Госдумы, Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов и генеральный прокурор.

Самая масштабная и эффективная кампания по борьбе с мигалками началась после ДТП с участием губернатора Евдокимова. Тогда виновником аварии был признан второй участник аварии - Олег Щербинский, но после массовых акций протеста автомобилистов суд пересмотрел дело, и Щербинского оправдали. Осенью 2006 года министр внутренних дел Рашид Нургалиев по указу президента Владимира Путина разработал проект срочных мер по повышению безопасности дорожного движения, предусматривающий сократить количество автомобилей, на которых разрешена установка мигалок: до 1 ноября их число должно быть сокращено в семь раз - с 7,5 тысячи до одной тысячи.

Кончилось все это тем, что Владимир Путин подписал указ: «утвердить до 1 ноября 2006 г. перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются специальные сигналы при отсутствии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих транспортных средств, предусмотрев, что их общее количество не должно превышать 1000 единиц». К концу года был утвержден список из 977 спецмашин на всю страну.

В итоге, следуя настроениям президента, руководители различных структур начали самостоятельно запрещать своим работникам ездить со спецсигналами.

Так, в 2006 году мэр Москвы Юрий Лужков распорядился истребить лишние мигалки среди столичных чиновников.

Однако сам президент, переместившись в кресло премьер-министра, в середине 2008 года увеличил количество полагающихся правительству проблесковых маячков вдвое и раздал мигалки всем главам федеральных служб и агентств.

Попутно выяснилось, что, хотя езда со спецсигналами разрешена немногим, наказание за их неправомерное использование все еще недостаточно (штраф в размере 20 минимальных зарплат для частных лиц). Поэтому широкое использование проблесковых маячков и крякалок продолжилось.

Экс-глава ГИБДД Владимир Федоров, ставший сенатором, совместно с другим депутатом Совета федерации Евгением Трофимовым внесли в Думу законопроект, по которому продажа спецсигналов должна производиться только по специальным разрешениям, порядок выдачи которых будет определять правительство РФ.

Как сообщил «Газете.Ru» Владимир Федоров, законопроект был подан в декабре прошлого года, однако не принят по сей день. По его словам, реальное количество мигалок, в том числе и незаконных, в стране по-прежнему измеряется тысячами.

Проблесковые маячки можно свободно приобрести в магазинах автозапчастей и через интернет. Их цена колеблется в широком диапазоне - от 650 руб. до 36 тыс. руб.

2024  Автоклуб любителей BMW