|

Встречаем космонавтов: трава у дома

Встречаем космонавтов: трава у дома. "-За Рулем"- www.zr.ru

Всем известно, что стартуют космические корабли в казахстанском Байконуре. Приземляются тоже в Казахстане – в Карагандинской области, большую часть которой занимают бескрайние степи. Именно их считают наиболее подходящими для приземления и обнаружения спускаемого аппарата.К расчетному месту посадки предстояло добраться на кроссовере «Субару-Форестер», недавно обновленном. Утром – старт из Караганды. Город по казахстанским меркам крупный, однако пробок не заметил, так что выбраться за его пределы оказалось делом десяти минут. А вот движение в загородных условиях порадовало меньше. Во-первых, местные водители наотрез отказываются пользоваться поворотниками.Представьте себе: только вознамерился обогнать грузовик, а он ка-а-ак вильнет влево… Во-вторых, двигаясь на встречных курсах, местные крайне редко переключаются с дальнего на ближний (помаргивание фарами воспринимается как приветствие и ни к чему не приводит) – на узких дорогах это очень опасно! В-третьих, дороги далеко не идеальны: вроде едешь по ровному участку, и вдруг – бабах! – ямы. В общем, не расслабишься.

«ЛЕСНИК» В СТЕПИ

Примерно через 350 км сворачиваем с асфальта на степную дорожку. Здесь уже можно не бояться коварства встречных водителей: их попросту нет. За все 200 км «в кадр» не попал ни один (!) движущийся автомобиль. Видел их только на приколе в тех редких аулах, что проезжал.В одном из них «Нива» стояла под навесом, сделанным из полукруглого элемента обшивки ракеты-носителя! Для местных отвалившиеся элементы такой техники – ценный строительный материал, из него, в частности, мастерят заборы.
Элементы обшивки ракет местные жители с удовольствием используют в хозяйстве.

Элементы обшивки ракет местные жители с удовольствием используют в хозяйстве.

Ехать по степи интересно, главное – держаться на почтительном расстоянии от машины проводника: уж больно много пыли из под колес. Как оказалось, салон «Форестера» довольно герметичен – воздух внутри оставался свежим. Порадовала и «молчаливость» внутренней обшивки: передняя панель не подавала голоса даже к концу поездки. А ведь условия движения не самые лучшие: поначалу дорога более-менее ровная, но вскоре возникли препятствия в виде земляных надолбов между колеями.Благодаря большому для кроссовера клиренсу (215 мм) «Лесник» уверенно миновал и эти препоны, лишь изредка касаясь земли защитой моторного отсека. Многочисленные кочки машина выдерживала стоически, предлагая экипажу неплохой для таких условий комфорт.На крайний случай у «Форестера» есть понижающая передача. Но здесь она вряд ли могла понадобиться. Опасаться стоило лишь встреч (хорошо, что они были редкими) с глубокой поперечной колеей: не успеешь оттормозить – последствия непредсказуемы.
Пыль в степи несусветная. Приходится поддерживать большую дистанцию между машинами.

Пыль в степи несусветная. Приходится поддерживать большую дистанцию между машинами.

К вечеру добрались до точки, где предстояло разбить лагерь. Палатки натянули быстро – очень уж хотелось поужинать. Бешбармак получился отменный! Да и аппетит на свежем воздухе – сами знаете. Тем временем стемнело. Вид у ночной степи потрясающий. От такого простора дух захватывает! Удивительно осознавать, что на сотни верст вокруг нет ни души. Тотальная тишина, свежий воздух и усталость сделали свое дело – сон пришел моментально.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Утром нас ждал ранний подъем: предстояло выдвинуться поближе к запланированному месту посадки. Погода как на заказ – ясная (значит, облака не помешают наблюдать спускаемый аппарат) и безветренная (в сторону его не унесет). По радиосвязи сообщили: аппарат уже отстыковался от космической станции. Если все пойдет по плану, приземлится примерно через 3 часа 20 минут. Процесс автоматизирован, но при возникновении нештатной ситуации управление посадкой переводят в ручной режим.Аппарат входит в верхние слои атмосферы и интенсивно замедляется – от трения вокруг него даже образуется плазма (ее температура около 2000 °C). На 10,5 км скорость падает до 220 м/с (по-нашему, по-автомобильному, это 792 км/ч!), раскрывается тормозной парашют площадью 24 м2. А на высоте 8,5 км отстреливается уже основной парашют-гигант площадью 1000 м2.
Еще немного, еще чуть-чуть! Сложно представить, что думают в эту минуту космонавты.

Еще немного, еще чуть-чуть! Сложно представить, что думают в эту минуту космонавты.

Звуковая волна, созданная его раскрытием, дошла до земли с задержкой, зато бабахнуло основательно, аж коленки задрожали! И если пять минут назад в степи еще никого не было, то теперь здесь барражирует дюжина вертолетов, летают три самолета, а вокруг носятся с полдесятка зиловских трехосных поисково-эвакуационных машин ПЭМ. Навскидку, прибыло не менее ста человек. Когда только они все успели здесь появиться?!А расстояние до земли сократилось уже до считанных метров. К этому времени давление внутри капсулы уравнялось с внешним, взведены амортизаторы кресел. Еще пара секунд, и срабатывают двигатели мягкой посадки, снижая вертикальную скорость до безопасного порога. Встреча спускаемого аппарата с землей сопровождается негромким глухим ударом.
Момент посадки очень зрелищный! Сопровождающий ее хлоп?к тоже впечатляет.

Момент посадки очень зрелищный! Сопровождающий ее хлоп?к тоже впечатляет.

Секунда, и экипаж отстегивает парашют во избежание протаскивания. Все это произошло в сотне метров от меня. Феерическое зрелище!
Повезло: я первым оказался на месте приземления спускаемого аппарата!

Повезло: я первым оказался на месте приземления спускаемого аппарата!

Бегом к капсуле, ведь там люди. Покинуть ее они могут и самостоятельно, но только в крайнем случае – когда посадка происходит вдали от расчетной точки. Близко не подпускают: по периметру соорудили ограждение, чтобы с космонавтами не пообщались земляне, не прошедшие медицинский контроль. Ведь иммунитет за месяцы пребывания на орбите ослаблен. Открыт люк, космонавтов отстегивают от ремней безопасности и на руках выносят командира экипажа Александра Самокутяева. Он широко, по-гагарински улыбается и приветствует встречающих рукой, будто вернулся не из космоса, а с пешей прогулки. Тем не менее его сразу осматривают врачи. Из аппарата извлекают и остальных членов экипажа. Все чувствуют себя нормально.
Из капсулы космонавтов выносят на руках.

Из капсулы космонавтов выносят на руках.

Первым делом, вернувшись из космоса, хочется позвонить родным…

Первым делом, вернувшись из космоса, хочется позвонить родным…

После традиционного позирования космонавтов прямо в креслах уносят в полевой госпиталь, а оттуда, после тщательного осмотра, привозят на ПЭМ к вертолетам. Ну а на Ми-8 – прямиком в Караганду. Лагерь быстро сворачивают, капсулу тоже грузят на ПЭМ и увозят. Через полчаса тут не осталось ни души. Профессионально сработано!Признаюсь, давненько не испытывал такой гордости за свою страну. Как здорово, что мы – космическая держава! Как знать, может, лет через пятнадцать мне предстоит отправиться на встречу космонавтов, вернувшихся с Марса?
Координаты посадки спускаемого аппа- рата. Отклонение от расчетных данных всего километр!

Координаты посадки спускаемого аппа- рата. Отклонение от расчетных данных всего километр!

Этот экипаж летал на юбилейном корабле, названном в честь Юрия Гагарина.

Этот экипаж летал на юбилейном корабле, названном в честь Юрия Гагарина.

2024  Автоклуб любителей BMW