|

Выбираем ГБО для Hyundai Sonata: Споем на газе

Hyundai Sonata предыдущего поколения с 2,4-литровым мотором и автоматической трансмиссией при нынешних ценах на топливо радует уже немногих. 13 литров на каждую сотню километров - повод задуматься об установке ГБО. Но какие есть варианты?

Рынок газобаллонного оборудования нынче предлагает для этой модели (Hyundai Sonata 2,4 АКП) более десятка вариантов, начиная с самого бюджетного (5800 грн. с установкой) ГБО и заканчивая премиальным голландским от таких известных компаний как Prins (ГБО четвертого поколения - 12000 грн.) и Vialle (ГБО пятого поколения: впрыск газа в жидкой фракции - 18000 грн.).

Hyundai Sonata

Владельцы корейских автомобилей обычно реже ориентируются на продукцию премиальных брендов, их больше интересует соотношение "цена/качество". Исходя из этого, наш анализ рынка позволил найти оптимальный вариант ГБО за 6500 грн., которое предлагает компания "Сервис Газ". При этом подбор основных элементов - электронного блока управления, редуктора и форсунок - делался с учетом нескольких критериев: надежность, мощность двигателя, оптимальная стоимость. Им соответствуют польско-итальянский блок управления Zenit Pro, итальянский редуктор Tomasetto-Arсtic, корейские форсунки Hana.

Электронные мозги

В качестве электронных "мозгов" газобаллонного оборудования для Sonata был выбран польско-итальянский блок управления Zenit Pro, который является совместным изделием компаний Autronic и Аuto-Gaz Centrum (AGC). По информации производителя, главной целью разработки этого ЭБУ была его надежная и корректная работа как с самой современной, так и с более старой автомобильной электроникой (системами впрыска). Данный блок управления работает по OBD-протоколу (подключается к OBD-разъему), т. е. дозирует топливо под потребности ЭБУ двигателя авто. В его программном обеспечении зашиты оптимальные пропорции дозировки газа по отношению к порциям бензина, которые определяет блок управления двигателем. При желании можно настроить подачу топлива по своему усмотрению, но и в этом случае предполагается функция самоадаптации под принудительные настройки. Этим также снижается вероятность возникновения проблем в случае ошибок настройщика. Процессор такого оборудования имеет "двойную" память - на случай повреждения программного обеспечения есть дубликат программы управления ГБО. В отличие от оборудования c аналогичным OBD-подключением в Zenit Pro нет дополнительного модуля стоимостью около 60 евро. Модуль OBD интегрирован в блок Zenit Pro, что снизило цену оборудования.

Так как система Zenit Pro работает с OВD-протоколами в комплексе с правильной подборкой других компонентов ГБО, это оборудование на газе обеспечивает эксплуатационные характеристики на уровне работы на бензине, поэтому разницу в езде почувствовать практически невозможно. При этом не стоит бояться подгорания клапанов и их седел на высоких оборотах. В таких режимах система вовремя добавляет порции бензина или полностью переходит на работу на бензине. Происходит это кратковременно для сохранения безопасной температуры как в камере сгорания, так и отработавших газов, которые при перегреве могут снизить ресурс лямбда-зонда и катализатора.

Важно то, что блок управления Zenit Pro с ОBD-протоколом требует минимальных настроечных работ как после монтажа, так и в процессе эксплуатации.

Мотор 2,4 л оснащен механическими регулировками тепловых зазоров клапанов, поэтому на газу их нужно проверять в два раза чаще.

Мотор 2,4 л оснащен механическими регулировками тепловых зазоров клапанов, поэтому на газу их нужно проверять в два раза чаще.
Кнопка управления ГБО Zenit Pro, помимо указателя заполнения газового баллона, имеет индикатор неисправности газобаллонного оборудования.

В нишу запасного колеса Sonata предыдущего поколения помещается 56-литровый тороидальный газовый баллон.

Кнопка управления ГБО Zenit Pro, помимо указателя заполнения газового баллона, имеет индикатор неисправности газобаллонного оборудования. В нишу запасного колеса Sonata предыдущего поколения помещается 56-литровый тороидальный газовый баллон.

При пробеге около 2000 км в месяц срок окупаемости данного газобаллонного оборудования (цена 6500 грн.) для Sonata составит всего около полугода.

Редуктор

Для 2,4-литрового двигателя Sonata мощностью 119 кВт (162 л. с.) наиболее оптимальным в списке редукторов оказалось итальянское изделие известного бренда Tomasetto (Tomasetto Achille Spa) - модель Arсtic AT-09, рассчитанная на моторы мощностью до 190 л. с. Этот одноступенчатый редуктор оснащен встроенным фильтром очистки газа и электромагнитным клапаном. Он имеет механизм дополнительного предварительного нагрева жидкой фазы газа на входе, что позволяет увеличить поток и температуру газа на выходе. Данный узел соответствует требованиям европейского стандарта ECE 67R-01.

Форсунки Hana N2000 с зеленой маркировкой предназначены для моторов  мощностью 33 - 50 кВт нацилиндр.

Итальянский редуктор Tomasetto-Arсtic AT-09 предназначен для двигателей мощностью до 190 л. с.

Форсунки Hana N2000 с зеленой маркировкой предназначены для моторов мощностью 33 - 50 кВт нацилиндр. Итальянский редуктор Tomasetto-Arсtic AT-09 предназначен для двигателей мощностью до 190 л. с.
Металлический корпус ниши горловины бензобака позволил разместить газовый вентиль (1) здесь же, хотя и с накручиваемой удлиняющей насадкой (2).

Металлический корпус ниши горловины бензобака позволил разместить газовый вентиль (1) здесь же, хотя и с накручиваемой удлиняющей насадкой (2).

Металлический корпус ниши горловины бензобака позволил разместить газовый вентиль (1) здесь же, хотя и с накручиваемой удлиняющей насадкой (2).
В фильтре паровой фракции Certools в качестве начинки ипользован специальный поролон, который не боится агрессивной среды, а также имеет очень большую поверхность контакта сгазом, чем обеспечивается эффективная очистка от грязи и других примесей.

Блок управления Zenit Pro разместили внепосредственной близости от блока управления штатной бензиновой системы питания.

В фильтре паровой фракции Certools в качестве начинки ипользован специальный поролон, который не боится агрессивной среды, а также имеет очень большую поверхность контакта сгазом, чем обеспечивается эффективная очистка от грязи и других примесей. Блок управления Zenit Pro разместили внепосредственной близости от блока управления штатной бензиновой системы питания. Форсунки

Из ассортимента форсунок выбрали уже проверенные корейские изделия Hana N2000 с зеленой маркировкой, т. е. под мощность 33 - 50 кВт на один цилиндр. Они предпочтительнее по целому ряду показателей. Во-первых, в своем классе имеют, пожалуй, наилучшую производительность, во-вторых, оптимальную цену, и в-третьих, они конструктивно схожи с бензиновыми форсунками, поэтому менее склонны к загрязнению и не требуют калибровки. Кстати, Hana - это корейский производитель газовых и бензиновых форсунок для корейских автомобилей. Поэтому качество и параметры данных узлов рассчитывались именно под их потребности, обеспечивая минимальный ресурс - 100 тыс. км.

Топливный бак

В качестве емкости для хранения газа выбираем 56-литровые турецкие тороидальные баллоны Tugra Makina, которые имеют допуск на установку на сборочных конвейерах автопроизводителей. Все производство этих баллонов сертифицировано в Украине. Для обеспечения безопасности газовой установки газовый баллон оснастили мультиклапаном Tomаcetto с электроклапаном, который при возникновении любых проб­-лем (обрыв трубопровода, короткое замыкание и т. д.) перекрывает поступление газа в систему непосредственно в баллоне.

Влад Бубнов

Влад Бубнов Директор компании "Сервис Газ"

Корейские авто популярны в Украине, но не все знают, что они требовательны к качеству комплектующих ГБО, в частности, к газовым форсункам. Корейские форсунки Hana на 100% удовлетворяют потребности корейского автопрома, поскольку разрабатывались изначально для внутреннего рынка. На экспорт их начали поставлять 3 года назад, вытесняя с рынка итальянские "Валтек" и "Матрикс". Мы однозначно рекомендуем установку форсунок Hana, так как это не только качество и надежность, но и экономия на топливе исервисе.

2024  Автоклуб любителей BMW