|

Как и чему будут учить кремлевских водителей "мигалок"



С 1 января 2011 года все водители автомобилей с мигалками должны будут пройти курс спецподготовки, включающий предмет «этика в управлении автомобилем со спецсигналом». Новация связана с общественным вниманием к проблеме, говорят в управделами Кремля, объявившем конкурс на обучение спецшоферов. «Газета.Ru» описывает содержание программы обучения водителей, на законных основаниях обгоняющих вас по «встречке».

Управление делами президента в лице ГУ «Автотранспортный комбинат» на сайте госзакупок разместило заказ на подготовку водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

В ФГУ «Автотранспортный комбинат» «Газете.Ru» рассказали, что заказ размещен в рамках исполнения постановления правительства от 15 декабря 2007 года № 876 «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов». Согласно постановлению, с 1 января 2011 года к управлению транспортными средствами, оборудованными спецсигналами, будут допускаться только водители, прошедшие специальную подготовку.

До сих пор отдельное обучение для таких водителей не проводилось, поясняет пресс-секретарь управделами Виктор Хреков. Специальные курсы организованы в силу того, что сейчас теме «мигалок» уделяется особое внимание, сообщил он.

До настоящего времени в основном учитывался их стаж вождения и незапятнанная характеристика. «У таких людей должен быть большой опыт вождения, отсутствие нарушений и выговоров по работе, - говорит Хреков. - Идет очень строгий контроль за такими водителями, и каждое их нарушение на линии фиксируется».

Согласно постановлению правительства, курсы водители автомобилей со спецсигналами должны проходить не реже одного раза в 5 лет.

Заявки на участие в пилотном конкурсе принимаются со среды, 8 декабря. Всего Кремль в первой группе предлагает обучить 41 водителя VIP-кортежей за 250 000 рублей - примерно по 6000 рублей на одного водителя.

В госзаказе подробно описана программа подготовки водителей машин со спецсигналами. 18 часов будет отведено на обучение навыкам теоретического (14 часов) и практического (4 часа) вождения спецавтомобилей категорий B и D. Здесь заказчик хочет, чтобы водителям рассказали о методиках сопровождения автомобилей VIP-лиц, об особенностях вождения в экстремальных условиях, а также научили их оценивать опасность воспринимаемой информации.

В технику руления войдут такие упражнения как, например, маятник правой рукой и левой с поворотом рулевого колеса на угол 120°, круговое руление со скрестным перехватом в верхнем секторе рулевого колеса, перехват через ладонь. Также водителей обучат разным видам «змейки», торможения и основам контраварийной подготовки.

В течение 20 часов шоферам будут рассказывать о законах в области безопасности дорожного движения, как то: нормы КоАП, Гражданского кодекса и ПДД.

Отдельно в течение шести часов будут рассмотрены правила пользования спецсигналами.

12 часов уйдет на навыки оказания первой доврачебной медицинской помощи. Из них десять часов будет потрачено на теорию.

Еще шесть часов обучения посвятят основам психологии и этики водителя, находящегося за рулем автомобиля со спецсигналом. Так, в этом блоке рассмотрят такие важные темы, как «личность водителя, основы его поведения, этика, мораль и нравственность».

Кроме того, за десять часов водители изучат устройство автомобиля, а также научатся чинить простейшие неисправности. Четыре часа отведут на обучение правилам использования радиосвязи, специальных световых и звуковых сигналов.

Установка трех мигалок за 250 тыс. рублей
Управделами президента разместило тендер на установку специальных световых и звуковых сигналов на автомобили БМВ-750Li xDrive. В заявке поясняется, что установить надо маяк Аэротек, СГУ 200 вт, Horn, кронштейна...

Единственное требование к автошколе - наличие лицензии по подготовке и допуску водителей к управлению автомобилями, оборудованными спецсигналами.

В учебном центре Государственного образовательного учреждения Технологический колледж № 21, который будет участвовать в тендере, рассказали, что обучение ведется всего полторы недели - так мало, потому что не надо открывать категорию.

Посещать занятия водители будут в вечернее время, чтобы не отвлекаться от работы. «Это крупные государственные организации, у которых на базе есть свои автодромы и оборудованные классы и они имеют опыт в этой работе, - говорит «Газете.Ru» глава центра Борис Багдасарян. - У водителей машин с «мигалками» возникают постоянные стрессовые ситуации, и водитель должен быть хорошо подготовлен».

Водителей будут отучать выезжать на «встречку» без необходимости, сказал Багдасарян.

В курсе норм этики речь идет «о взаимном уважении к другим участникам дорожного движения и неукоснительном соблюдении ими ПДД», пояснил Хреков.

«У нас «скорые помощи» не пропускают, потому что «мигалки» сплошь и рядом, и люди стоят - лишь бы «мигалку» не пропустить, - рассказывает содержание «этического» курса Багдасарян. - Хотя с «мигалкой» человек едет по неотложным обстоятельствам. Но сколько их на самом деле едет по неотложным? И все это видят. Об этом и будут с ними говорить преподаватели». После прохождения обучения водитель получит документ государственного образца. Если не пройдет с первого раза, то будет возможность пересдать, рассказали в центре обучения.

Эксперты в области контраварийной подготовки считают: за полторы недели подготовить специалиста высокого класса невозможно.

«По нынешним ставкам за такие деньги все навыки водительского мастерства отработать нереально, - говорит «Газете.Ru» руководитель центра контраварийной подготовки водителей «Мастер-класс» Алексей Колонтай. - Тем более автошкол со специалистами такого уровня в Москве практически нет».

Психологи, которые работают с водителями спецмашин, подчеркивают, что обучение таких шоферов должно проводиться в особенных условиях. «Когда мы получаем какое-то преимущество, в том числе и «мигалку», то возникает ощущение, что ты «круче» остальных. И это создает иллюзию бравады. Неслучайно самые смелые на дороге - пьяные, - говорит «Газете.Ru» профессор психологии, преподаватель Центра высшего водительского мастерства Э. Цыганкова Владимир Сопов. - В этой связи должны быть отобраны люди, которые на нравственном уровне понимают, почему им доверена такая работа и возможности. Эти люди от природы должны иметь психологическую устойчивость. Управление таким автомобилем - постоянный стресс и напряжение. Поэтому надо их обучать приемам психической саморегуляции, чтобы они умели управлять своим состоянием во время движения».

За последний месяц в столице произошло несколько резонансных инцидентов с участием автомобилей с «мигалками». 24 ноября на москвича Алексея Смирнова напала охрана, сопровождавшая BMW со спецсигналом, за то, что водитель не уступил им дорогу. 28 ноября автомобиль правительства Ингушетии с мигалкой врезался в Toyota, водитель которой также не уступил ему дорогу. В обоих случаях охрана VIP-кортежа угрожала рядовым водителям расправой. 30 ноября в ДТП на «встречке» побывал автомобиль с «мигалкой», который вез прокурора Москвы Юрия Семина. 6 декабря Mercedes с маяком сбил женщину на пешеходном переходе.

В связи с многочисленными инцидентами с участием автомобилей со спецсигналами правозащитная общественная организация Федерация автовладельцев России (ФАР) обратилась к президенту России с просьбой снять «мигалки» с машин главы государства, премьер-министра и всех прочих чиновников.

2018  Автоклуб любителей BMW